По тексту Владимира Попова, ranak.me

Когда и в каких условиях строился мост через Березину? Почему прерывалось строительство и как через 60 лет с начала его возведения мост возле Чирковичей все-таки достроили и открыли? Ranak.me выпустил фильм и ответил на эти вопросы.

«Переправа, переправа, берег левый, берег правый…» Так начиналась глава поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин», в которой автор описывал преодоление бойцами и командирами Красной армии водных преград на пути к победе. На понтонах и плотах, на лодках, брёвнах, других подручных средствах или попросту — вплавь, и всё это – под огнём противника. Но то на войне, а в мирное время с берега на берег сподручнее перебираться посуху, то есть — по мосту. Наш рассказ — про этот грандиозный и очень важный объект.

Зачем нужен был мост

История строительства моста через Березину возле деревни Чирковичи тесно связана со строительством автогужевой дороги от Жлобина до Калинковичей. В начале 30-х годов решено было проложить трассу, сделать это параллельно «железке» и вот почему.

Государственная граница с враждебной тогда Польшей была гораздо ближе, чуть более ста километров. Железная дорога Жлобин-Калинковичи протянулась вдоль этой границы и поэтому имела важное стратегическое значение. Автодорога здесь была очень нужна, чтобы перемещать мелкие грузы. Она как-бы подстраховывала «железку», кроме того, имела большое народно-хозяйственное значение.

Строили трассу «всем миром». С окрестных деревень подряжали крестьян, использовался их гужевой транспорт и ручной труд. Осушали болота, возводили дамбы, насыпи, мосты.

От перекрёстка трасс Р-82 и Р-149 видна просека. Прямая как стрела, из Домановичского района проходила возле Кореней, Горок, Медведова, по деревянному мосту пересекала речку Чирка, доходила до перекрёстка и дальше, до самой Березины.

Такая же дорога строилась и со стороны Жлобина. Естественно, соединить эти важнейшие коммуникации в одно целое мог только мост. Возводить его начали в 1936 году.

Кто строил мост

Сегодня тяжело представить, каких трудов стоило это мероприятие. Механизация в те времена была слабой, большинство земляных и подготовительных работ выполняли вручную. По рассказам чирковичских старожилов, на строительстве моста были задействованы все незанятые в колхозе местные жители, большое количество приезжих со всего Союза.

Вероятно, государство неплохо оплачивало работу. Кстати, труд заключённых при строительстве дороги и моста не использовался.

На месте нынешнего кафе «Маёнтак» находился рабочий посёлок, мастерские, вспомогательные помещения и склады. Кроме того, строители жили в бараках, они стояли чуть ближе того места, где сейчас расположен санаторий «Серебряные ключи».

Начало строительства и планы

Дорога от будущего моста до самих Чирковичей была вымощена крупными камнями. Не булыжником даже, а именно большими кусками гранита. Его привозили от ж/д станции Шатилки на грузовиках, здесь раскалывали до нужного размера и устилали дорогу и предмостные участки.

На обоих берегах возвели большие опоры, так называемые «быки». Кстати, на нашем берегу был построен и устой. Его сейчас не видно, он скрыт под слоем грунта. Для всего этого потребовалось огромное количество бетона, поэтому рядом был построен растворно-бетонный узел. По специальным желобам строительная смесь подавалась к ближнему «быку». На левый берег жидкий бетон и другие стройматериалы доставляли с помощью подвесной канатной дороги.

Дорога со стороны Жлобина. Конечно, такую высокую и длинную насыпь вручную не сделаешь. Возводилась она при помощи нового в то время оборудования. Сейчас оно называется земснаряд. Песок с водой со дна старого русла реки с помощью мощных насосов по трубе подавали наверх и эту суспензию выливали на будущую дорогу. Так образовалось довольно глубокое озеро, которое светлогорские рыбаки называют Синие Воды.

На правом берегу специалисты собрали главный элемент моста — ферму. Она была металлическая, но не сварная, а клёпанная. В длину конструкция — 105 метров, ширина — около 10-ти, высота — 12 метров. Ферма располагалась строго по оси будущего моста. Её намеревались по специальным роликам накатить на противоположный берег и положить на опоры. Чтобы тяжеленная громадина не провисла, с воды её должны были поддерживать баржи.

К сожалению, этим грандиозным замыслам в то время не суждено было сбыться…

По теме: Фоторепортаж с шатилковского дебаркадера, который дожил до 2020-го

Военное время

Началась война. В первые дни немецкие самолёты разбомбили рабочий посёлок и бараки. Остатки стройматериалов чирковчане разобрали по домам.

Сама дорога к началу войны была более-менее готова. В основном, это был песчаный шлях, но сделанный «по уму»: с откосами, дамбами, водоотведениеми, мостами… Вдоль этой дороги и за саму дорогу были очень сильные бои. Противоборствующие стороны пытались владеть столь важной в условиях Полесья коммуникацией.

Дорога неоднократно во многих местах разрушалась бомбёжками и артобстрелами. Затем, после захвата, восстанавливалась «на скорую руку» и снова разрушалась, но уже авиацией и артиллерией с другой стороны. В общем, досталось ей здорово. Кстати, опираясь на трассу, немцы в декабре 43-го танковыми ударами со стороны Озаричей и Чирковичей пытались срезать так называемый Паричский выступ. И им это почти удалось.

При этом обе построенные береговые опоры и ферма во время войны остались целыми и невредимыми. Боёв с применением артиллерии здесь не было ни в 41-м, ни в 44-м. И почему-то немцы не отправили ферму на металлолом.

По теме: Шатилки ушедшие в историю, часть 2. Как убивали евреев, сожжённая школа, страшные факты о войне

Что было после войны

Однако продолжения строительства моста по окончанию войны не последовало. Во-первых, просто не хватало сил и средств — кругом разруха. Во-вторых, и это самое важное — дорога потеряла своё значение. Граница отодвинулась далеко на запад, а в Россию с юга удобнее ехать через Бобруйск или Гомель.

В общем, мостострой — так называлось это место, опустел. Местные жители постепенно разобрали для хозяйственных нужд каменную дорогу. На левый берег Березины переправлялись по старинке — на лодках или на пароме. Он действовал чуть ниже по течению, напротив Белогорского староречья.

50-е годы и позже

В конце 50-х годов ферму расклепали на две части и на баржах увезли вверх по Березине. Их использовали для восстановления автомобильного моста в городе Борисове. Расположен он на улице Гагарина, недавно рядом был построен новый мост.

Бетонные «быки» могли навсегда остаться немым напоминанием о несбывшихся планах. Но неподалёку отсюда, в маленьком местечке Шатилки, стал разрастаться рабочий посёлок, который постепенно вырос до масштабов настоящего города. Назвали его Светлогорск.

Магазин «Дружба»

Число его жителей постоянно росло. Соответственно, появлялось больше машин, как личных, так и служебных. А автомобильное сообщение с соседним Жлобинским районом отсутствовало. Чтобы пересечь Березину по мосту, нужно было ехать до Бобруйска. Работал паром в Паричах, но дорога на том берегу была, мягко говоря, не очень.

Понтонная переправа

Проблема была настолько серьёзной, что в 1977 году построили наплавной понтонный мост. Проехать к нему можно было вот по дороге от электростанции — чуть больше трёх километров. На том берегу от понтона отходила дорога через Сельное, Ящицы и Доброгощу на Жлобин.

Наплавной понтонный мост через Березину

Грандиозный проект моста в районе Заводской улицы

Но ни понтонная переправа, ни паром в Паричах не могли обеспечить стабильное транспортное сообщение с северным соседом. Зимой оба объекта бездействовали. Мост был нужен позарез! В середине 80-х по заказу райисполкома был изготовлен и представлен на утверждение проект моста. Там же, где понтон.

Так как пойма реки в этих местах во время паводка покрывается водой, авторы проекта предлагали сделать здесь целый комплекс сооружений: устои, ледорезы, шлюзы, водоотводные каналы и т.д.

Над этим должна была главенствовать дамба и эстакада на высоких опорах. Вся эта громадина длинною без малого 3 км должна была соединяться с улицей Заводской.

Как выбрали место

Такой масштабный и дорогостоящий проект не нашёл одобрения у местной власти. Все понимали, денег может не хватить. В это время в районе шло строительство водохранилища и магистрального канала к нему, а в стране начиналась перестройка.

И вот здесь-то и вспомнили про «мостострой», точнее — про недострой у Чирковичей. Специалисты обследовали местность, оценили объём работ и пришли к выводу, что этот вариант подходит. Тем более, дороги с обоих берегов подведены, а полувековые «быки» находятся в идеальном состоянии. Всё-таки контроль качества работы в довоенный период находился в надёжных руках.

Строительство в условиях начала 90-х

Второй этап строительства моста начался в 1992 году. Посреди реки возвели промежуточную опору, на левом берегу — ещё десять. Один из «быков», точнее — береговой устой, спрятали под насыпью. Точно так же — и на том берегу.

Что такое начало 90-х? Развалился Советский Союз, а вместе с ним и система финансирования. Сроки окончания строительства моста постоянно отодвигались, иногда работы вообще останавливались. В репортажах светлогорского телевидения регулярно освещалась эта тема, специалисты жаловались на отсутствие средств.

На мосту во время открытия

Чтобы представлять, о каких суммах идёт речь, немного цифр:

Длина моста — 392 метра, ширина — 12, высота над водой — 18 метров. 2 береговых устоя, 13 промежуточных опор. Потребовалось 1.5 миллиона кубометров грунта, 600 тысяч кубометров щебня и гравия, 800 тысяч тонн асфальтобетона, большое количество металлических конструкций, электроснабжение.

Несмотря на колоссальные трудности, деньги на мост нашли, и многолетняя эпопея была завершена. В октябре 97-го года движение по мосту торжественно открыли.

Открытие моста через Березину
Открытие моста через Березину
Открытие моста через Березину
Открытие моста через Березину
Открытие моста через Березину
Открытие моста через Березину

Где сейчас дорога, которую строили в 30-х годах

Дорога, которую строили в начале 30-х годов, сохранилась, но частично. Самый хороший и важный для нас участок — от Чирковичей до Жлобина. 38 километров асфальтированной трассы Р-149.

Есть ещё 10-ти километровый участок асфальта перед Коренями. Далее, от Домановичей до Калинковичей мы тоже едем по ней, километров 25. Остальные участки более чем 100-километровой дороги затерялись в полях или стали заросшими лесными просеками.

Вместо послесловия

Наш мост — пример реализации, казалось бы, несбыточных планов, символ преодоления и соединения. Недаром молодожёны выбрали это место для романтических эпизодов своих праздничных фото- и видеосессий. Он по-настоящему красив. Как может иначе выглядеть воплощение инженерных и архитектурных замыслов, имеющее такую непростую и, согласитесь, красивую судьбу.

P.S. Кто ходил по мосту, тот знает — он ощутимо прогибается под весом грузовиков. Бояться не нужно — так и должно быть…

В материале используются архивные кадры ТРК «Ранак» и фото из открытых источников, которые носят иллюстративный характер