По тексту Владимира Попова, ранак.ми
Когда и в каких условиях строился мост через Березину? Почему прерывалось строительство и как через 60 лет с начала его возведения мост возле Чирковичей все-таки достроили и открыли? ранак.ми выпустил фильм и ответил на эти вопросы.
«Переправа, переправа, берег левый, берег правый…» Так начиналась глава поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин», в которой автор описывал преодоление бойцами и командирами Красной армии водных преград на пути к победе. На понтонах и плотах, на лодках, брёвнах, других подручных средствах или попросту — вплавь, и всё это – под огнём противника. Но то на войне, а в мирное время с берега на берег сподручнее перебираться посуху, то есть — по мосту. Наш рассказ — про этот грандиозный и очень важный объект.
Зачем нужен был мост
История строительства моста через Березину возле деревни Чирковичи тесно связана со строительством автогужевой дороги от Жлобина до Калинковичей. В начале 30-х годов решено было проложить трассу, сделать это параллельно «железке» и вот почему.
Государственная граница с враждебной тогда Польшей была гораздо ближе, чуть более ста километров. Железная дорога Жлобин-Калинковичи протянулась вдоль этой границы и поэтому имела важное стратегическое значение. Автодорога здесь была очень нужна, чтобы перемещать мелкие грузы. Она как-бы подстраховывала «железку», кроме того, имела большое народно-хозяйственное значение.
Строили трассу «всем миром». С окрестных деревень подряжали крестьян, использовался их гужевой транспорт и ручной труд. Осушали болота, возводили дамбы, насыпи, мосты.
От перекрёстка трасс Р-82 и Р-149 видна просека. Прямая как стрела, из Домановичского района проходила возле Кореней, Горок, Медведова, по деревянному мосту пересекала речку Чирка, доходила до перекрёстка и дальше, до самой Березины.
Такая же дорога строилась и со стороны Жлобина. Естественно, соединить эти важнейшие коммуникации в одно целое мог только мост. Возводить его начали в 1936 году.
Кто строил мост
Сегодня тяжело представить, каких трудов стоило это мероприятие. Механизация в те времена была слабой, большинство земляных и подготовительных работ выполняли вручную. По рассказам чирковичских старожилов, на строительстве моста были задействованы все незанятые в колхозе местные жители, большое количество приезжих со всего Союза.
Вероятно, государство неплохо оплачивало работу. Кстати, труд заключённых при строительстве дороги и моста не использовался.
На месте нынешнего кафе «Маёнтак» находился рабочий посёлок, мастерские, вспомогательные помещения и склады. Кроме того, строители жили в бараках, они стояли чуть ближе того места, где сейчас расположен санаторий «Серебряные ключи».
Начало строительства и планы
Дорога от будущего моста до самих Чирковичей была вымощена крупными камнями. Не булыжником даже, а именно большими кусками гранита. Его привозили от ж/д станции Шатилки на грузовиках, здесь раскалывали до нужного размера и устилали дорогу и предмостные участки.
На обоих берегах возвели большие опоры, так называемые «быки». Кстати, на нашем берегу был построен и устой. Его сейчас не видно, он скрыт под слоем грунта. Для всего этого потребовалось огромное количество бетона, поэтому рядом был построен растворно-бетонный узел. По специальным желобам строительная смесь подавалась к ближнему «быку». На левый берег жидкий бетон и другие стройматериалы доставляли с помощью подвесной канатной дороги.
Дорога со стороны Жлобина. Конечно, такую высокую и длинную насыпь вручную не сделаешь. Возводилась она при помощи нового в то время оборудования. Сейчас оно называется земснаряд. Песок с водой со дна старого русла реки с помощью мощных насосов по трубе подавали наверх и эту суспензию выливали на будущую дорогу. Так образовалось довольно глубокое озеро, которое светлогорские рыбаки называют Синие Воды.
На правом берегу специалисты собрали главный элемент моста — ферму. Она была металлическая, но не сварная, а клёпанная. В длину конструкция — 105 метров, ширина — около 10-ти, высота — 12 метров. Ферма располагалась строго по оси будущего моста. Её намеревались по специальным роликам накатить на противоположный берег и положить на опоры. Чтобы тяжеленная громадина не провисла, с воды её должны были поддерживать баржи.
К сожалению, этим грандиозным замыслам в то время не суждено было сбыться…
По теме: Фоторепортаж с шатилковского дебаркадера, который дожил до 2020-го
Военное время
Началась война. В первые дни немецкие самолёты разбомбили рабочий посёлок и бараки. Остатки стройматериалов чирковчане разобрали по домам.
Сама дорога к началу войны была более-менее готова. В основном, это был песчаный шлях, но сделанный «по уму»: с откосами, дамбами, водоотведениеми, мостами… Вдоль этой дороги и за саму дорогу были очень сильные бои. Противоборствующие стороны пытались владеть столь важной в условиях Полесья коммуникацией.
Дорога неоднократно во многих местах разрушалась бомбёжками и артобстрелами. Затем, после захвата, восстанавливалась «на скорую руку» и снова разрушалась, но уже авиацией и артиллерией с другой стороны. В общем, досталось ей здорово. Кстати, опираясь на трассу, немцы в декабре 43-го танковыми ударами со стороны Озаричей и Чирковичей пытались срезать так называемый Паричский выступ. И им это почти удалось.
При этом обе построенные береговые опоры и ферма во время войны остались целыми и невредимыми. Боёв с применением артиллерии здесь не было ни в 41-м, ни в 44-м. И почему-то немцы не отправили ферму на металлолом.
По теме: Шатилки ушедшие в историю, часть 2. Как убивали евреев, сожжённая школа, страшные факты о войне
Что было после войны
Однако продолжения строительства моста по окончанию войны не последовало. Во-первых, просто не хватало сил и средств — кругом разруха. Во-вторых, и это самое важное — дорога потеряла своё значение. Граница отодвинулась далеко на запад, а в Россию с юга удобнее ехать через Бобруйск или Гомель.
В общем, мостострой — так называлось это место, опустел. Местные жители постепенно разобрали для хозяйственных нужд каменную дорогу. На левый берег Березины переправлялись по старинке — на лодках или на пароме. Он действовал чуть ниже по течению, напротив Белогорского староречья.
50-е годы и позже
В конце 50-х годов ферму расклепали на две части и на баржах увезли вверх по Березине. Их использовали для восстановления автомобильного моста в городе Борисове. Расположен он на улице Гагарина, недавно рядом был построен новый мост.
Бетонные «быки» могли навсегда остаться немым напоминанием о несбывшихся планах. Но неподалёку отсюда, в маленьком местечке Шатилки, стал разрастаться рабочий посёлок, который постепенно вырос до масштабов настоящего города. Назвали его Светлогорск.
Число его жителей постоянно росло. Соответственно, появлялось больше машин, как личных, так и служебных. А автомобильное сообщение с соседним Жлобинским районом отсутствовало. Чтобы пересечь Березину по мосту, нужно было ехать до Бобруйска. Работал паром в Паричах, но дорога на том берегу была, мягко говоря, не очень.
Понтонная переправа
Проблема была настолько серьёзной, что в 1977 году построили наплавной понтонный мост. Проехать к нему можно было вот по дороге от электростанции — чуть больше трёх километров. На том берегу от понтона отходила дорога через Сельное, Ящицы и Доброгощу на Жлобин.
Грандиозный проект моста в районе Заводской улицы
Но ни понтонная переправа, ни паром в Паричах не могли обеспечить стабильное транспортное сообщение с северным соседом. Зимой оба объекта бездействовали. Мост был нужен позарез! В середине 80-х по заказу райисполкома был изготовлен и представлен на утверждение проект моста. Там же, где понтон.
Так как пойма реки в этих местах во время паводка покрывается водой, авторы проекта предлагали сделать здесь целый комплекс сооружений: устои, ледорезы, шлюзы, водоотводные каналы и т.д.
Над этим должна была главенствовать дамба и эстакада на высоких опорах. Вся эта громадина длинною без малого 3 км должна была соединяться с улицей Заводской.
Как выбрали место
Такой масштабный и дорогостоящий проект не нашёл одобрения у местной власти. Все понимали, денег может не хватить. В это время в районе шло строительство водохранилища и магистрального канала к нему, а в стране начиналась перестройка.
И вот здесь-то и вспомнили про «мостострой», точнее — про недострой у Чирковичей. Специалисты обследовали местность, оценили объём работ и пришли к выводу, что этот вариант подходит. Тем более, дороги с обоих берегов подведены, а полувековые «быки» находятся в идеальном состоянии. Всё-таки контроль качества работы в довоенный период находился в надёжных руках.
Строительство в условиях начала 90-х
Второй этап строительства моста начался в 1992 году. Посреди реки возвели промежуточную опору, на левом берегу — ещё десять. Один из «быков», точнее — береговой устой, спрятали под насыпью. Точно так же — и на том берегу.
Что такое начало 90-х? Развалился Советский Союз, а вместе с ним и система финансирования. Сроки окончания строительства моста постоянно отодвигались, иногда работы вообще останавливались. В репортажах светлогорского телевидения регулярно освещалась эта тема, специалисты жаловались на отсутствие средств.
Чтобы представлять, о каких суммах идёт речь, немного цифр:
Длина моста — 392 метра, ширина — 12, высота над водой — 18 метров. 2 береговых устоя, 13 промежуточных опор. Потребовалось 1.5 миллиона кубометров грунта, 600 тысяч кубометров щебня и гравия, 800 тысяч тонн асфальтобетона, большое количество металлических конструкций, электроснабжение.
Несмотря на колоссальные трудности, деньги на мост нашли, и многолетняя эпопея была завершена. В октябре 97-го года движение по мосту торжественно открыли.
Где сейчас дорога, которую строили в 30-х годах
Дорога, которую строили в начале 30-х годов, сохранилась, но частично. Самый хороший и важный для нас участок — от Чирковичей до Жлобина. 38 километров асфальтированной трассы Р-149.
Есть ещё 10-ти километровый участок асфальта перед Коренями. Далее, от Домановичей до Калинковичей мы тоже едем по ней, километров 25. Остальные участки более чем 100-километровой дороги затерялись в полях или стали заросшими лесными просеками.
Вместо послесловия
Наш мост — пример реализации, казалось бы, несбыточных планов, символ преодоления и соединения. Недаром молодожёны выбрали это место для романтических эпизодов своих праздничных фото- и видеосессий. Он по-настоящему красив. Как может иначе выглядеть воплощение инженерных и архитектурных замыслов, имеющее такую непростую и, согласитесь, красивую судьбу.
P.S. Кто ходил по мосту, тот знает — он ощутимо прогибается под весом грузовиков. Бояться не нужно — так и должно быть…
В материале используются архивные кадры ТРК «Ранак» и фото из открытых источников, которые носят иллюстративный характер