Несколько десятков лет назад жители Светлогорска, летевшие по своим делам в самолёте, становились заложниками угонщиков. Один из угонов произошёл более 30 лет назад в небе над Беларусью, второй — 20 лет назад в воздушном пространстве Турции. Про два случая вспоминает ranak.me.

СССР, 1990 год. Мировые цены на нефть всё ещё болтаются где-то у исторического минимума, испытывая на прочность остатки советской экономики. «Глиняный колосс», как прозвали в ту пору Советский Союз, ещё держится. Несмотря на очевидный кризис, продолжается золотое время советской гражданской авиации. А ещё этот год отметился пиком эпидемии угонов самолётов, которая началась в 1989-м и закончилась в августе 1991-го с развалом «империи зла».

Самым беспокойным для советской авиации оказался 1990 год, когда в стране было зафиксировано сразу 33 попытки захвата самолётов.

Захват самолета в 1990 году

Минск, поздний вечер 9 июня 1990 года. 17-летний учащийся жодинского техникума Дмитрий Семенов вместе с ещё 113 пассажирами поднимается на борт самолёта ТУ-154 рейса Минск-Мурманск.

Позже выяснится, что паренёк очень хотел эмигрировать за границу, и для этого решил угнать самолёт. На борт он ухитрился пронести муляж ручной гранаты. Через 40 минут после взлета угонщик Семенов подозвал к себе стюардессу и потребовал взять курс на Стокгольм.

«Не милиция это была, а полиция»

— Я летел этим рейсом из отпуска к месту службы, — рассказывает житель Светлогорска Сергей. В 1990 году ему было 20 лет, он служил срочную матросом на одном из кораблей Северного флота СССР. — Вылетали мы, по-моему, в 0.05, и до Мурманска нам было лететь более двух часов. Почти все спали, а мне что-то не хотелось. Сижу, в иллюминатор поглядываю. Обратил внимание, что стюардесса какого-то парня повела из хвоста самолёта к кабине экипажа. Не знал, конечно, в тот момент, что это именно угон, но какое-то предчувствие, что ли, было.

Примерно через час под иллюминаторами явно раскинулось море, и самолёт пошёл на снижение, что несколько удивило Сергея.

— Когда я из Мурманска летел в Минск никакого моря там не было, всё сплошные леса, — рассказывает он. — А тут море, море… Короче, приземлились мы в Стокгольме. Глядим в иллюминаторы, и не понимаем… Ладно, в 2000 году всё стало уже более-менее как у всех, но тогда, в 1990-м, аэропорт выглядел явно не по-советски. Наш самолёт загнали в самый конец полосы, его окружили незнакомо одетые военные. Хоть и темно было, но я видел, что маячки не как у наших. Не милиция это была, а полиция.

Ту-104 в Швеции
Самолет Ту-104Б авиакомпании «Аэрофлот» в аэропорту Стокгольм–Арланда, Швеция, 1968 год. Фото: airliners.net

«Что за такая одноразовая посуда»

Через четверть часа томительного ожидания пассажиры в салоне начали нервничать. Одна из женщин потребовала объяснений. Стюардесса по громкой связи сообщила, что самолёт угнали: молодой человек потребовал сесть в аэропорту Стокгольма, иначе грозился взорвать в салоне гранату.

— Тут все, естественно, ура-ура! Никто уже не плакал, — продолжает свой рассказ Сергей. — Где-то через час в салон зашли представители Интерпола с маленькими такими автоматами.

— Тоже интересно — мне такое оружие было в диковинку. Потом нас по трапу спустили на поле, каждого обыскали, усадили в автобусы и отвезли в аэровокзал. Причём почему-то в тот зал, где принимают всяких президентов и дипломатов. Принесли нам всем еду из Макдональдса. Её расхватывали просто — тоже для нас была диковина в те времена. Дивились на одноразовые ложки и вилки, салфетки. Я даже их к себе на корабль привёз, ребята рассматривали и удивлялись — что за такая одноразовая посуда за границей?

Тоже интересно: В Светлогорске захватили деревню в 1999 году

«КГБ. Держаться нас»

Угнанный самолёт пробыл в аэропорту Стокгольм-Арланда до самого утра. У советских людей, нежданно-негаданно оказавшихся «за бугром», была возможность отдохнуть, осмотреть VIP-зал с рестораном Макдональдс, пофотографировать. По словам Сергея, так долго их держали якобы потому, что одной из пассажирок всё же стало плохо, и её выхаживали медики.

— Говорят, она так и не вернулась на борт, осталась в Швеции на ПМЖ, — продолжает Сергей. — К нам, военным (в самолёте кроме Сергея летели ещё двое моряков-подводников, — здесь и далее прим. авт.) в аэропорту сразу подошли трое в плащах: «КГБ. Держаться нас. Шаг влево, вправо – расстрел». Даже в туалет они следом за нами ходили. Но сфотографироваться и мы успели, в том числе с девушкой-полицейской. У неё была такая длинная коса и коротенький автомат.

Мыслей сбежать в тот момент вообще не было

В Союзе бывших заложников встретили без особой помпы, хотя в Мурманске их тоже заводили в здание аэровокзала через отдельный вход. В зале стоял огромный стол, за которым сидело с десяток пограничников. Тут же были и офицеры КГБ. Каждый из пассажиров злополучного рейса должен был в подробностях рассказать представителям власти о случившемся. Сергей успел даже дать интервью местному телеканалу.

Североморск
Североморск. Фото: kreiserkirov.ru

— Меня, правда, потом ещё три раза за полгода по этому поводу из Североморска в Мурманск вызывали, опрашивали — в моём ведении на корабле была спецсвязь, я подписку давал, всё такое, — говорит Сергей. — Не думал ли я там остаться? Я же говорю: сразу из КГБ подошли, в сторонку отвели… Я ж был военный, и мыслей сбежать в тот момент вообще не было, хотя потом думал — вот же тётка та как-то сумела на ПМЖ остаться…

О судьбе угонщика самолёта Сергею ничего не известно. Выручил всезнающий интернет. Оказывается, подросток с гранатой в Швеции сдался властям и попросил политического убежища, однако уже 17 июля 1990 года был передан властям СССР.

За угон самолёта Дмитрия Семенова приговорили к 5 годам лишения свободы. Говорят, Швеция всё же не осталась безучастной и направила ему в колонию щедрую гуманитарную помощь.

Семенов отбыл половину срока, вышел по УДО, и со временем все-таки уехал за рубеж. Ради этого он поступил в иняз, чтобы выучить английский, и в 2000 году эмигрировал в Америку.

Дмитрий Семнов угнал самолет в Минске
Дмитрий Семенов. По данным «Комсомольской правды», в Америке он зарабатывает тем, что ремонтирует компьютеры. Фото: «Комсомольская правда»

Захват самолета в 2001 году

15 марта 2001 года воздушные пираты захватили пассажирский самолёт компании «Внуковские авиалинии», выполнявший чартерный рейс Стамбул – Москва.

Среди 162 заложников оказались и две девушки из Светлогорска: 19-летняя Инна Кузьменок и 21-летняя Людмила Бондарева. На их долю выпало немало треволнений и шокирующих событий. Их угрожали взорвать вместе с самолётом, на их глазах от пуль саудовского спецназа, бестолково штурмовавшего севший в Медине борт, погибли пассажир и стюардесса.

19 марта девушки вернулись в Светлогорск, и Людмила согласилась побеседовать с редактором службы информации ТК «Ранак» Владимиром Кохно. Интервью с Бондаревой было опубликовано в газете «Ранак-плюс».

Снимок газеты «Ранак плюс»

— Об изменении курса мы узнали по «громкой связи», — приводит газета слова Людмилы. — Буквально через несколько минут после взлёта громкоговоритель сообщил, что самолёт летит в Саудовскую Аравию. Я не придала этому особого значения: мало ли по какой причине могут изменить курс. Однако вскоре во втором салоне, где находились мы с Инной, прошёл шумок: «Самолёт захвачен!» Я подумала, что это чья-то глупая шутка, но вскоре за шторкой увидела молодого парня лет 16-18-ти, который всё время говорил по телефону.

Это был один из террористов — братьев Арсаевых — и кроме телефона в руках у парня был нож. Ещё двоих угонщиков — хромого чеченца лет 40-45 и молодого мужчину — Людмила увидела, когда самолёт приземлился в аэропорту саудовского города Медина.

В салоне начался настоящий ад

В салоне начался настоящий ад: отключили вентиляцию, и пассажиры стали задыхаться в 50-градусной аравийской жаре. Многим стало плохо, люди нервничали, началась беготня. В суматохе 15 мужчинам-туркам удалось сбежать через хвостовой люк самолёта. Падая на бетон лётного поля, многие из них получили переломы и ушибы.

— После этого террористы по-настоящему разозлились, — рассказала Людмила. — Они стали угрожать взорвать самолёт, если пассажиры не успокоятся. Вскоре нас с Инной перевели в первый салон.

Террористы захватившие самолет, где находились Инна и Людмила. Кадр из документального фильма «Первого» канала «Штур на взлетной полосе»

По словам Людмилы Бондаревой, террористы довольно неплохо обращались с захваченными людьми — не били и не издевались. Только всё время говорили: «Сидите тихо, а то самолёт взорвём». Когда многим стало невмоготу переносить жару, чеченцы отпустили пожилых людей, беременных женщин и матерей с детьми.

— Большое спасибо экипажу самолёта, особенно стюардессам Свете, Юле и Лене. Эти девушки держались очень спокойно, своей уверенностью снимая панические настроения пассажиров. Хотя это и было трудно — многие требовали воздуха. Стюардессы успокаивали их, убеждали не нервировать террористов.

Именно стюардесса Света, по словам Людмилы Бондаревой, убедила чеченцев открыть двери самолёта, чтобы дать в салон немного воздуха. Более того, вскоре в самолёт доставили воду, соки, булочки, многих пассажиров выпускали на трап покурить. Очередной кризис наступил, когда сбежал ещё один турок.

Штурм самолета саудовским спецназом. Кадр из документального фильма «Первого» канала «Штур на взлетной полосе»

— Чеченцы разозлились, закрыли все люки и стали требовать по рации заправить самолёт. По-видимому, они собирались направиться в Афганистан, — вспоминала Людмила.

— Я пристегнулась к креслу и сидела спокойно — что будет, то будет. Жила одной мыслью: «Неужели я не увижу свою дочурку Дашеньку?» Многие из пассажиров молились. Через несколько минут двое молодых террористов стали стучать в забаррикадированную кабину пилотов. Мы надеялись, что пилоты ещё там, так как разъярённые чеченцы кричали: «Если пилотов там нет, мы будем вас рубить!»

Штурм спецназа

— Проломав дверь, бандиты скрылись в кабине. Стюардесса Света, желая проверить, что там происходит, двинулась было в сторону кабины, но тут же повернулась и закричала: «Все назад! Ложитесь!». Спецназ Саудовской Аравии начал штурм российского авиалайнера.

— Вот это был настоящий ужас! — взволнованно говорит Людмила. — Не помня себя, я выбралась из кресла и побежала. Не знаю, кто стрелял, но я явственно слышала, как надо мной пролетело несколько пуль.

Кадр из документального фильма «Первого» канала «Штур на взлетной полосе»

— Позже я увидела, что по беззащитным людям стрелял саудовский спецназ. Наверное, попали бы и в меня, но в этот момент бежавший передо мной мужчина упал и я, споткнувшись, свалилась рядом, забилась под кресла. Недалеко от меня застрелили молодого мужчину — пуля попала ему в пах (погибший — гражданин Турции Гюрзель Камбал). Несколько раз я теряла сознание. Даже когда спецназовец в каске выводил меня из салона, я была ещё в шоковом состоянии.

От пули спецназа в первые же секунды штурма погиб пожилой террорист-чеченец Супьян Арсаев, другая пуля настигла стюардессу Юлю Фомину. Освобождённых пассажиров злополучного рейса №1206 поместили в автобусы и повезли в Медину. После тщательного обследования в местном госпитале, бывшим заложникам предоставили комфортабельные номера в отеле, снабдили всем необходимым.

Кадр из документального фильма «Первого» канала «Штур на взлетной полосе»

— Я никак не могла отойти от шока, — говорит Людмила. — Помню, летели в самолёте в Москву, в аэропорту нас встречали представители белорусского посольства, потом около 5 часов с нами беседовали сотрудники российского ФСБ. Большую часть этого я воспринимала как сон.

От переживаний этих страшных суток Людмила поседела.

Что стало с терористами

Добиться выдачи угонщиков российским властям не удалось. За терроризм в Саудовской Аравии предусмотрена смертная казнь через отсечение головы на центральной площади города.

В июле 2002 года шариатский суд королевства вынес приговор оставшимся в живых террористам: Дени Магомерзаев был приговорён к 6 годам тюремного заключения, а Ирисхан Арсаев — к 4 годам. Их отец Супьян Арсаев был похоронен в Саудовской Аравии при содействии чеченской диаспоры. Позже одному из российских самолетов было присвоено имя Юлии Фоминой.

О дальнейшей судьбе Инны Кузьменок нам выяснить ничего не удалось. Людмила Бондарева по-прежнему живёт в Светлогорске, работает продавцом в одном из дискаунтеров.