По тексту Владимира Попова, ранак.ми
Послевоенные Шатилки были построены благодаря судоверфи, т.к. населению продавали и деловой лес, и отходы производства барж, контейнеров и дебаркадеров. Столярный цех принимал заказы на изготовление дверей, окон, мебели, погонажных изделий и пиломатериалов.
В 1954 году началось строительство Василевичской электростанции. Судоверфь помогала строителям возводить не только промышленные объекты будущего предприятия, но и объекты социально-бытового назначения. В частности, совместными усилиями построили первый двухэтажный кирпичный дом №15 на улице Ленина.
Бетон, металл, древесина… На первых порах строительства электростанции всё это поставляла судоверфь. Рабочие предприятия также принимали активное участие в строительстве посёлка Энергетиков – улиц Ленина и Интернациональной.
Начало материала по ссылке: Паровые машины судоверфи и история создания промгиганта досветлогорской эпохи
В ноябре 1960 года, в соответствии с постановлением ЦК КП Белоруссии и Совета министров БССР, Шатилковская судостроительная верфь Управления речного флота при Совете министров БССР была передана на баланс строительного треста №6.
Судостроители переключились на другую специфику работы. Они готовили сборный железобетон для нового объекта – промышленной базы, предназначенной для строительства первой линии завода искусственного волокна.
В январе 1961 года, в целях упорядочения структуры управления и условий оплаты труда работников, Шатилковская судоверфь реорганизована в завод сборного железобетона стройтреста №6 в г.п. Шатилки.
Этот приказ Министерства строительства Белоруссии юридически прекратил существование самого первого промышленного предприятия нашего города. Произошло это за полгода до переименования Шатилок в Светлогорск.
Почему судостроение свернули
Известное на всю страну судостроение свернули… Появились новые, более перспективные проекты, требующие приложения усилий, ресурсов и материально-технического обеспечения.
Шатилковская судоверфь, как нельзя лучше подходила для этого, имея отработанные технологии, современное оборудование и опытный коллектив.
Постепенно с набережной увезли оборудование и материалы, разобрали большинство построек. Какое-то время ещё работал для нужд населения столярный цех. Но летом 1963 года случился пожар.
Средь бела дня двухэтажное деревянное здание охватило пламя. На глазах у собравшегося народа цех сгорел вместе с оборудованием – прекрасными деревообрабатывающими станками советского и импортного производства.
Причина пожара неизвестна, но старожилы до сих пор убеждены, что цех подожгли, чтобы скрыть большую недостачу…
Этот пожар стал своеобразной финальной точкой в истории судоверфи. Территория опустела, оставшиеся здания временно использовались различными организациями. В процессе строительства набережной всё полностью снесли.
Из сооружений тех лет мало что осталось. Всем известный, но недействующий фонтан, магазин «Ракушка» — бывший «магазин Ламаского», округлая часть ресторана «Ксарт», выходящая на летнюю площадку.
В первозданном виде сохранилось лишь неприметное строение на территории костёла — бывший склад ГСМ.
До середины 80-х к улице Ленина примыкал переулок Судостроительный, ведущий вдоль частного сектора к старому рынку. После застройки Юбилейного микрорайона переулок исчез с карты города.
Сегодня о трудовых подвигах родоначальника светлогорской промышленности – коллектива Шатилковской судоверфи напоминает небольшая табличка на Набережной площади.
Оказали помощь в подготовке материала:
Георгий Кузьмич Жулего, Николай Степанович Лазаренко, Виктор Людвигович Барановский, Геннадий Николаевич Балуев, Игорь Борисович Архипов, Иван Викентьевич Сущинский, Фёдор Савельевич Богдан, Евгений Янович Виниславский, Алексей Фёдорович Литош.
Документы:
Светлогорский историко-краеведческий музей
Светлогорское бюро Речицкого филиала РУП «Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»
ОАО «Строительный трест №20»
Фотографии: Михаил Сиволап, Николай Савицкий, Пётр Голосов
Дебаркадер: Сергей Кайгодоров
Графика: Алексей Кошевар
Оператор: Александр Кравцов
В сюжете использованы кадры из фильмов производства «Беларусьфильм», материалы из книги «Память» Светлогорского района и газеты «Агні камунізму»