Кажется, мы нашли настоящий феминистический рай, где после смерти перерождаются борцы против сексизма. В раю этом живут мусульмане с синей кожей, лица здесь закрывают мужчины, а не женщины, да и чем больше сексуальных партнеров у девушки до свадьбы, тем лучше. KYKY рассказывает про туарегов – самый невообразимый народ африки. Предупреждаем: в этом тексте нет ни слова неправды, хотя читается он скорее как очень злободневный фельетон.
Начнем хотя бы с того, что туареги – мусульмане-сунниты по вероисповеданию, но при этом племя сохраняет традиции матриархата. Туарегским девушкам до свадьбы разрешается иметь несколько любовников, а вот мужчины обязаны носить лицевой платок с 25 лет. На совершеннолетие мальчик, без пяти минут мужчина, получает от своего отца два подарка – обоюдоострый меч и специальную лицевую накидку. Без этой импровизированной паранджи ему просто нельзя выходить на улицу, ее носят и перед членами семьи, закрывают лицо даже во время еды или сна.
Есть поверье, что встретить туарега в тунисской Сахаре – плохая примета. В современном мире это не более чем предрассудки, но вот раньше причины опасаться такой встречи действительно были. Тот, кто увидел лицо туарега, должен быть убит им. А если не получилось, туарег обязан был убить и себя. Культурный обычай, ничего не попишешь… Благо, сейчас в матриархальном и сексуально раскованном по нашим меркам племени такая дикость не практикуется.
Родство у туарегов ведется по материнской линии, но имущество наследуется по отцовской. По этой же традиции молодожены должны селиться рядом с родственниками матери жены, а не мужа. Отсюда и растут ноги мужского обычая прятать лицо. В первобытные времена люди верили, что духи чужака и его родни (читай, мужа, свекрови и далее по списку) могут навредить им. А поскольку вся сила духов сосредоточена в голове человека, и выйти может через отверстия в ней – рот, нос или уши – то их нужно закрывать. Хотя, существует и обратная трактовка, что платок защищает от злых духов того, кто его носит. Ну а самая прагматическая версия – лицо закрывают от песков Сахары. Но, про духов как-то романтичнее. Да в любом случае, это единственное место на Земле, где женщина навсегда заткнула мужчину, а не наоборот.
Сексуальная жизнь туарегов
Молодым девушкам позволяется (и даже предпочтительно) вести свободный образ жизни: например, иметь нескольких любовников до замужества (туареги – мусульмане, не забываем). Мужчина может заехать в шатер к даме, провести с ней ночь, но гарантий, что он будет здесь и на следующий вечер, нет никаких – такой вот африканский one night stand. У туарегов считается, что, чем больше партнеров до свадьбы, тем лучше. Что важно, как у женщин, так и у мужчин. Вот тут нет никаких двойных стандартов, как это часто бывает в наших «цивилизованных» краях. Свобода туарегских женщин другими племенами-соседями, естественно, воспринимается как проституция. Но это стратегическая ошибка: туарегское общество осуждает торговлю телом. Его можно отдавать кому угодно, но не за деньги.
Остепеняются эмансипированные местные девушки обычно к 20 годам, тогда же и выходят замуж. А мужчинам, согласно традициям, нужно еще и заинтересовать девушку, например, читать ей стихи и ухаживать, как сможешь. Девушки слушают «поэтов» и выбирают себе пару. Похоже, что это единственное неформальное правило, которое соотносится с нашими устоями: даже в век феминизма большинство девушек все равно ждут, что мужчины будут их покорять и добиваться.
Поскольку прелести спиддэйтинга еще (слава Аллаху!) не проникли в жизнь туарегов, знакомства проходят на специально организованных мероприятиях – «tendi» и «ahal» – на которых молодые люди встречаются, мужчины поют и всячески ухаживают за дамами. «Tendi» обычно проводится после обеда, «ahal» – вечером. Ну а после ahal`а девушка садится на верблюда и уезжает с выбранным мужчиной в ночь. Эти песнопения на tendi выглядят для европейца экзотично и чуть ли не пугающе. Обратите внимание на мимику и глаза парней. Сколько нужно упражняться, чтобы достичь такого уровня контроля за лицевыми мышцами – неизвестно. Хотя есть мнение, что достигнуть этого состояния могут помочь специальные африканские растения.
Вообще, в сексуальном смысле женщины туарегов — самые свободные женщины мира. Настолько свободные, что выяснить личность отца родившегося ребенка (после нескольких ahal`ов это неудивительно) может стать проблемой. В Беларуси такое тоже случается, но у туарегов для выяснения существует целый ритуал. Выглядит это обычно так: собирается деревенский совет, который коллегиально пытается найти похожие черты ребенка и предполагаемых отцов. Когда схожести найдены, ребенок записывается без согласия отца. Интересно, как они высматривают отличия у людей, лица которых укутаны в «намордные повязки».
Такой вот вариант полигамии, уводящий нас от стандартных европейских образцов, когда мужская полигамия в порядке вещей, а женская называется не иначе, как распущенностью. Может, пора нам заговорить на их языке?
Кстати, язык у туарегов свой – тамашек. Забавно, но алфавит у женщин и мужчин племени разный. Туарегские леди используют «тифинаг», передающийся «по наследству» от матери – он происходит от древнего ливийского письма. Мужчины достойны только простого арабского алфавита.
Гендерное равноправие
Женщины ко всему прочему перед браком особо и не работают. Они танцуют, поют и сочиняют стихотворения. А если и занимаются хозяйством, то делают сыр и масло, пасут животных и, что самое важно, считают дни. Держитесь, ибо мужчины там шьют и вышивают. Кроме этого, они должны быть воинами и торговцами. Мужчинам позволено быть неграмотными, в то время как женщина – хранительница культурного наследия. Все девушки обучены грамоте, чтобы они могли продолжать фольклорную традицию. Такое вот распределение обязанностей.
Туарегская невеста управляет всей личной собственностью, включая скот. Муж выступает в роли (нет, не скота) кошелька, оплачивая расходы семьи. После брака «разгульное» поведение заканчивается, но у женщины могут оставаться друзья и подруги. Туарегская пословица говорит: «Мужчина и женщина друг рядом с другом глазами и сердцем, а не только постелью». Мужчины занимают места вождей и членов совета, но это положение передается по наследству по женской линии и вообще достаточно формально – прямо как королева в Англии. Мужчина, который женится на женщине из другого племени, переходит со своим приданым в племя жены. Кроме этого, у мужчины есть возможность расти по социальной лестнице, женясь на женщине более высокого положения, но это происходит редко. Туарегские женщины не очень заинтересованы в таких супругах, разве только по большой любви.
Глава племени — вождь, но его власть не безгранична. Большинство решений принимаются в обсуждениях в группе, а мать вождя может наложить запрет на выполнение любого решения, и аргумент «ну мааам» – не поможет.
Еще один занятный факт: после развода дети остаются с матерью. То немногое, что позволено оставить мужчине – верблюд. Вообще, главное имущество для туарега – шатер и верблюд. Забрать половину мира было бы бесчестно.
Туарегов вообще называют «Синими людьми Сахары». За счет того, что они носят особые одежды цвета индиго. Свою одежду туареги красят интересным способом: поскольку воды, чтобы пропитать краской ткань, немного, то ее «вколачивают» камнями. Когда краска осыпается, кожа туарегов приобретает синий цвет – в лучших традициях фильма «Аватар». Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается и лицо. Волосы заплетаются в косы, а обуты они в сандалии из кожи. Знатный господин может носить каменный браслет или простое серебряное кольцо на пальце.
Женщины одеваются в белые длинные рубашки и платки синего цвета. На шее у женщины могут быть украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой. Кто в итоге выглядит более празднично – непонятно.
Пример жизненного уклада туарегов – это, конечно, та еще крайность. Такая же, как и яро феминизированная философия западного мира, с его скандалами о сексуальных домогательствах, проялениях сексизма и объективации.
Наверное, ратующим за половое равноправие леди было бы вполне комфортно и радостно жить по канонам туарегов, но и беларуский мужчина там тоже не страдал бы. Только представьте: шатер, верблюд и бескрайняя пустыня – езжай, куда хочешь, только не зли свою женщину. Ни тебе доминантной позиции, которую навязывает патриархальное общество, хочешь того или нет, ни приобретенных клише и гендерных стереотипов. Только верблюд и периодические ahal`ы.
Автор: Дмитрий Качан, KYKY. Заглавное фото: El-Len.