С начала осени падающий в пропасть курс обмена российского рубля к основным валютам вызвал небывалый ажиотаж среди соотечественников. Вершина айсберга открывшихся возможностей выгодной покупки у соседей проявилась в нашем городе в виде увеличившегося количества авто (и каких!) на российских транзитах.
Наблюдая за потоком машин на Советской, порой складывается ощущение, что находишься в Москве. Вот моргнул поворотом новенький Passat, а позади него уже начинает разгоняться агрессивная Audi Q7. Пройдет несколько секунд, и по центральной улице деловито продефилирует Skoda Superb года так десятого. Ну чем не столица? Особенно когда на номерных знаках этих машин присутствует надпись RUS и 77 регион.
«Живут же люди!» – подумает случайный прохожий и забудет об этом ровно до того момента, пока не узнает, что стоимость новых и б/у автомобилей (в уловных единицах, конечно) в России снизилась за последнее время в полтора раза. К примеру, «народную» Skoda Octavia калужской сборки в базовой комплектации московские дилеры отдадут за 662 000 рос. рублей. Делим на 54, и получается, что новый седан можно приобрести за 12 с четвертью тысяч долларов. Неплохо! Для сравнения смотрим цены в Минске. За аналогичную комплектацию у нас просят 15 700 евро. Разница 7 000 долларов, или 76 миллионов белорусских рублей! Вот как тут не вспомнить рекламируемую по ТВ кредитную карточку «Халва»?
То же самое происходит и на рынке подержанных машин. Согласно сайту auto.ru Passat B6 2010 года выпуска вполне реально купить за 11 000 условных, Audi A6 – за 13. Авто попроще отдают по белорусским меркам чуть ли не даром. Аттракцион невиданной щедрости заставил многих продать своих подусталых коней, открыть кубышки накопленных сбережений и ринуться с головой в омут соблазнов российского авторынка. Этому способствуют и кредитные программы белорусских банков.
– Да, действительно. Количество машин из Российской Федерации, приобретенных жителями Речицкого района, значительно увеличилось, – комментирует ситуацию заместитель начальника МРЭО ГАИ ОВД Речицкого райисполкома майор милиции Федор Васильевич Степаненко. – Только за последние три месяца таких зарегистрировано 236 единиц. Это примерно на четверть больше по сравнению с аналогичным периодом в начале года.
– Какие машины регистрируют чаще всего?
– Из новых автомобилей можно назвать такие марки как Volkswagen Polo, Skoda Octavia, Hyundai Solaris, Renault Duster, Kia Rio и Cee`d. Из подержанных значительная часть приходится на Volkswagen Passat, Golf, Polo, Opel Zafira, Mazda 3, 6, Skoda Octavia, Opel Astra, Renault Megane и др. Нередко к нам приезжают на достаточно дорогих авто с заявленной стоимостью в несколько десятков тысяч долларов.
– Все ли они без проблем получают белорусскую «прописку»?
– К сожалению, фиксируются случаи так называемых криминальных и кредитных авто. Помимо сверки по базам розыска в момент регистрации все подержанные машины, купленные в Российской Федерации, проходят дополнительную проверку на юридическую чистоту оформления документов и наличие залоговых обязательств. С этой целью отправляется запрос по месту снятия с учета автомобиля в России. Получение ответа, в зависимости от региона, занимает от 2 до 6 месяцев. На все это время накладывается ограничение на совершение регистрационных действий. Т.е. человек, купивший автомобиль в соседней стране, не сможет его продать, подарить, обменять и т.д. достаточно длительное время. Если выяснится, что с историей приобретения не все чисто, то надо быть готовым к тому, что автомобиль будет изъят и передан законному владельцу – если машина угнана, или банку – если авто находится в залоге.
Также обязательно проводится сверка номеров VIN (идентификационный номер транспортного средства – прим. ред.) с предоставленными документами, которые также проверяются. Всего с начала года выявлено 76 случаев несоответствия номерных агрегатов с признаками их уничтожения, а также изменения в регистрационных документах. Статистика общая и включает в себя автомобили не только из России. Но повод задуматься и проявить больше бдительности при покупке есть.
Кроме этого согласно последним изменениям в Правилах дорожного движения заводская тонировка задней полусферы машины допускается только со следующими типами маркировки на стекле: «43R», «V»; «43R», «V-VI»; «AS3»; «43R», «V», «AS3». Если тонировка выполнена любым другим способом – краска, пленочное покрытие и т.д. – в постановке на учет будет отказано.
– Какие документы владелец купленного в России автомобиля должен предоставить для его регистрации в Беларуси?
– Для нового автомобиля достаточно договора купли-продажи (ДКП), паспорта транспортного средства (ПТС) – в отдельных случаях вместо него допускается наличие документов от официального дилера (сертификация, сведения о комплектации, годе изготовления и т.д.), страхового свидетельства и подтверждающего документа об оплате утилизационного сбора (оформляется на ПТО «Речица», Головные сооружения, тел. 5-23-48; для легковых авто и для личного использования – 2 000 или 3 000 рос. руб. по курсу НБ РБ в зависимости от года выпуска – до трех лет или старше). Наличие российских транзитных номеров не обязательно. Дополнительно придется оплатить компьютерные услуги и за выдачу новых номерных знаков.
Для подержанного авто необходимы: ДКП или счет-справка, свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) с отметкой «для вывоза за пределы РФ» (ПТС остается в российском отделении ГИБДД на «вечное» хранение), страховой полис, подтверждающий документ об оплате утилизационного сбора, и российские транзитные номера. Оплата компьютерных услуг и за выдачу номерных знаков также необходима.
Хотелось бы обратить внимание граждан, собирающихся приобрести автомобиль в России (впрочем, как и везде), на необходимость тщательной проверки всех подписываемых и получаемых ими документов. Это сэкономит нервы и драгоценное время. Ведь из-за неправильно записанной фамилии, ошибки в паспортных данных и т.п. в регистрации автомобиля будет отказано.
– Сколько времени занимает процедура регистрации?
– Несмотря на увеличившуюся в последнее время нагрузку, постановка на учет и выдача номерных знаков происходит обычно в день обращения заявителя. В среднем – от одного до 2-3 часов. Чтобы ускорить процесс, желательно заблаговременно провести необходимые платежи.
– Вам известны случаи обмана белорусских покупателей со стороны недобросовестных продавцов в России?
– Истории рассказывают разные. Самый безобидный вид обмана – покупатель звонит в автосалон и спрашивает про наличие заинтересовавшего его автомобиля. Его заверяют, что все в порядке. Наличие, цена и комплектация соответствуют объявлению на сайте. Человек покупает билет на поезд. Приезжает. Ему дают на подпись предварительный договор, по которому необходимо внести предоплату, скажем, тысяч 50 российских рублей. После этого при подписании основного договора выясняется, что за автомобиль необходимой комплектации нужно доплатить 100–200 тыс. Естественно, что у человека таких денег нет, а согласно подписанному предварительному договору предоплата не возвращается. И вот ему на выбор предлагают вместо понравившегося автомобиля выбрать такой же, но на 3-4 года старше. Некоторые соглашаются. Это может касаться не только подержанных автомобилей, но и абсолютно новых! Как правило, таких схем избегают только официальные дилеры. Их список можно получить на сайтах автоконцернов, таких как skoda-avto.ru, volkswagen.ru и т.п.
Приобретаемое транспортное средство может оказаться сваренным из нескольких машин или «двойником» – автомобилем с поддельными документами на другое авто – в таком случае у вас гарантированы проблемы с его регистрацией и запретом допуска к дорожному движению.
– Как защитить себя от мошенников и сделать процесс покупки автомобиля наиболее безопасным?
– Хотелось бы дать несколько советов. Во-первых, необходимо избегать объявлений с явно заниженной ценой. Во-вторых, не поленитесь отвезти автомобиль на диагностику до покупки. Стоимость устранения неисправностей может превышать стоимость самого автомобиля. В-третьих, осуществляйте покупку только через договор купли-продажи и, желательно, у частного лица. В этом случае продавец должен быть собственником и владельцем транспортного средства. Договоритесь, чтобы он присутствовал при снятии вами автомобиля с учета и сверке номерных агрегатов. В записях ПТС обратите внимание на графу «Особые отметки», также в данном документе должна быть печать таможни. Обязательно читайте всё, что вы подписываете! Если вас торопят, немедленно отказывайтесь от сделки. Не забудьте оформить страховое свидетельство ОСАГО на автомобиль для передвижения по дорогам России. Это можно сделать только в центральных офисах страховых компаний.
От редакции. Проверить автомобиль по VIN-номеру на предмет угона, судебных и таможенных ограничений в Российской Федерации можно по прямой ссылке: gibdd.ru/check/auto
Автор: Максим Шеленок, газета «Дняпровец». Фото: rus-obr.livejournаl.cоm