За девять месяцев 2014 года на территории города и района произошло 24 ДТП, в которых пострадали люди. Восемь человек погибло, 19 – ранено. Две аварии произошли с участием пьяных водителей. По статистике, самые аварийные участки в регионе – улица Калинина в Светлогорске, автодороги «Светлогорск-Сосновый Бор-Полесье» и «Октябрьский-Паричи-Речица». По словам Андрея Ларионова, старшего следователя РОСК, самое аварийное время суток, исходя из анализа ДТП, с 22.00 до 24.00. Лидируют по аварийности суббота (7), четверг (5), понедельник (4).
За отчетный период пешеходы и водители совершили более 13 тысяч правонарушений. В состоянии алкогольного опьянения выявлено 204 водителя, из них 20 – повторно, что влечет за собой конфискацию авто. Четыре тысячи правонарушений связаны с превышением скорости. Пешеходами совершено 1860 нарушений, в основном – переход дороги в неположенном месте и отсутствие светоотражающих элементов в темное время суток. В отношении нарушителей города и района выписано штрафов на общую сумму почти 3,5 миллиарда рублей, из них взыскано около 70%.
О том, как беспечность одних лишает жизни, а других свободы, Андрей Ларионов рассказал на примерах. «День становится короче, погодные условия ухудшаются, мокрый асфальт, заморозки, плохая видимость – многие факторы влияют на увеличение аварийности, – говорит Андрей Ларионов. – Наступило время, когда все участники дорожного движения просто обязаны проявить повышенную внимательность на дорогах.
Недавно возбуждено уголовное дело в отношении жителя Светлогорска, который сбил велосипедиста недалеко от Соснового Бора. Водитель был трезв, скорость не превышал. На совершенно темной трассе его ослепил встречный автомобиль, водитель которого не переключился на ближний свет. В данной ситуации водитель не учел это обстоятельство и не снизил скорость. Более того, двигаясь с прежней скоростью, парень смотрел в упор встречному транспорту да еще и провел машину взглядом. Резкая смена освещения сыграла злую шутку: когда водитель заметил велосипедиста, было уже поздно. От полученных травм мужчина скончался».
Есть два состояния ослепления: внезапное и продолжительное. При внезапном водитель, конечно, ничего не может сделать. А при продолжительном нужно максимально усилить внимание. Молодые водители часто не учитывают этот факт. Тем не менее, видимость дороги резко сокращается, а разминувшись у водителя перед глазами круги, ничего не видно.
Нельзя забывать, что выбирать скорость нужно не только от знаков, а с учетом всех возможных факторов: состояние авто, опыт, груз, состояние освещения, дороги, погоды и т.д. Когда все хорошо, тогда можно ехать с максимально разрешенной скоростью. В противном случае беспечная езда чревата последствиями. Еще одно ДТП не так давно произошло в п. Медков: под колесами фуры оказался пешеход. Мужчина переходил дорогу по пешеходному переходу. Не исключено, что в этом случае одной из причин стали дорожные знаки, установленные в 2007 году, «читаемость» которых снизилась под воздействием природных факторов.
«Когда начали проверять, что же могло стать причиной наезда, выяснилось, что знак пешеходного перехода хорошо читается метров с пятидесяти, – рассказывает Андрей Ларионов. – Допустимая скорость движения 70 км/ч. Чтобы большегрузная машина остановилась нужно метров 80. Водитель заметил пешехода в самый последний момент. Травмы, полученные при наезде, оказались несовместимыми с жизнью».
Правила дорожного движения появились не сегодня. Они, можно сказать, написаны кровью жертв ДТП.
«Правила постоянно совершенствуются, некоторые позиции меняются в корне, – говорит Андрей Ларионов. – Раньше пешеход должен был всего бояться, а теперь максимум внимательности требуется от водителя. Но любой здравомыслящий человек должен понимать, что раз аварии происходят, значит не все водители одинаковые, значит кто-то не полностью знает правила либо нагло игнорирует их. В п. 116, п. 9.9 ПДД четко сказано, что перед пешеходным переходом водитель обязан снизить скорость вплоть до остановки, не зависимо от того, есть пешеходы или нет. Однако многие водители не снижают скорость. Бывают и другие ситуации: водитель машет, мол, переходите, а пешеход в ответ – проезжайте. Заканчивается такое «махание руками» тем, что движение начинают одновременно и пешеход, и водитель. Пешеход имеет в данной ситуации полное преимущество.
Немало нарушителей и среди пешеходов, которые переходят дорогу в неустановленных местах. Понятно, что водителю не дано права давить нарушителя. Поэтому столько и говорится о том, что все участники дорожного движения должны быть взаимовежливы и соблюдать правила дорожного движения так, как написано, а не как захотелось».
Автор: Юлия Довлетова, Ранак. Фото: Владислав Андрусевич.