Что такое факторинг и зачем он бизнесу?

 

Предприниматели часто вынуждены поставлять товар в рассрочку или с отсрочкой платежа. Чтобы не потерять клиента, приходится совмещать функции продавца и банка. Но банк зарабатывает на кредитовании своих клиентов, а бизнес теряет: денег, которые нужны здесь и сейчас, приходится ждать месяц, а иногда и дольше.

Закрыть этот кассовый разрыв, обеспечить стабильный оборот средств помогает факторинг. Такую услугу предоставляют факторинговые компании и некоторые банки.

Особенности факторинга

Факторинг не является кредитом, но напоминает его. Банк (фактор) финансирует предприятие, а обеспечением выступает уступка права требования.

Выручку, которую продавец (клиент фактора) должен получить от покупателя потом, он получает от фактора сейчас, чтобы немедленно пустить в оборот (вложить в закупку сырья, например). А покупатель (дебитор), получивший отсрочку, будет рассчитываться уже с банком.

Фактор получает за свою услугу вознаграждение от клиента (продавца).

В чем польза факторинга?

  1. Предприятие, которое пользуется этой услугой, может сделать своим клиентам более выгодное предложение. Отсрочка оплаты — большой плюс в конкурентной борьбе.
  2. Ликвидируется кассовый разрыв. Даже сделав уступку по срокам оплаты своим клиентам, продавец получит деньги в тот же день и пустит в оборот.
  3. Конечно, оборотные средства можно взять и в кредит, но для этого нужен залог. В случае с факторингом залогом становится будущая выручка.
  4. Продажа с отсрочкой оплаты – это больше не рискованное предприятие. Фактор проверяет покупателя на платежеспособность, а потом сам занимается взысканием дебиторской задолженности.
  5. Банк не предъявляет высоких требований к платежеспособности клиента – в этой ситуации важнее, платежеспособен ли покупатель.

Виды услуги

Факторинг бывает открытым и закрытым. В первом случае дебитора ставят в известность, что в сделке участвует третья сторона и оплату необходимо будет перечислить ей. Во втором продавец не сообщает контрагенту об уступке права требования. Он просто вместо своих реквизитов дает реквизиты фактора для перечисления средств.

В зависимости от того, кто берет на себя риски, выделяют регрессный и безрегрессный факторинг. В первом случае ответственность за невыплату долга дебитором ложится на плечи продавца.

Если покупатель вовремя не внесет деньги за покупку, фактор потребует возврата средств от своего клиента (документы на право требования, естественно, вернет).

Безрегрессный вид услуги более дорогой. Зато уклонение дебитора от расчета становится полностью проблемой фактора. Безрегрессный факторинг часто выбирают поставщики, начиная работать с новым покупателем, о благонадежности которого пока трудно судить.