За окном снег, а многие водители все еще на летних шинах. ПДД позволяют ездить на такой «обувке» до 1 декабря, да и цокать шипами по асфальту тоже неприятно. Поэтому ждем зимы и слушаем советы эксперта по контраварийному вождению Сергея Овчинникова: как дотянуть до декабря на летних шинах и какие опасности таит мокрый и холодный асфальт.
«Дубеющие» шины и гололедица
Опытные автомобилисты знают, когда температура воздуха опускается до 8 градусов, пора «переобуваться» в зимние шины, а не ждать первого снега и декабря. Летняя резина при такой температуре «дубеет» и становится похожей на пластик. Причем чем старше шина, тем сильнее проявляется этот эффект. Поэтому водителям нужно вносить поправку во все свои действия на дороге — раньше тормозить, снижать скорость при входе в повороты.
При температуре 3−5 градусов на открытых, продуваемых ветром участках дорог уже может образоваться гололедица. Как определить, что это уже не просто мокрый асфальт, а почти «каток»?
— Если вы двигаетесь прямолинейно, без разгона или торможения, то первый признак льда под колесами — это легкий руль. При небольшом отклонении рулевого колеса водитель не чувствует сопротивления. При торможении или маневрах нужно обращать внимание на раннее срабатывание АБС или системы стабилизации. Как только поняли, что под колесами гололедица, — скорость еще меньше, дистанция — еще больше и контролировать две-три машины за собой. Потому что тот, кто едет позади, может не догадываться об опасности. Тех, кто сзади, лучше предупреждать плавным и ранним торможением. На светофоре тоже останавливаемся с чуть большей дистанцией, чтобы была возможность подкатиться вперед или уехать в сторону, — рекомендует Сергей Овчинников.
Грязь и листья на дорогах
Дожди, выезды со строек, пересечения с грунтовыми и гравийными дорогами приводят к неизбежному появлению грязи на асфальте. А мокрый, да еще и грязный асфальт по коэффициенту сцепления мало уступает льду. Поэтому при проезде таких участков дорог нужно помнить:
— Если вы едете прямо, то ничего предпринимать и не нужно. Но если на этих участках есть поворот или изгиб дороги, то лучше спрямить траекторию.
Не меньшую опасность несут мокрые от постоянных дождей обочины. Они раскисают, становятся скользкими. В кювет может стянуть даже на маленькой скорости, так что избегайте съездов на обочины, и уж тем более недопустимо делать это на высокой скорости.
— Листья деревьев на скоростной трассе не опасны, так как обычно потоком ветра от проезжающих машин их сносит с дороги. А вот на тихих улицах мокрые листья лежат слоем, на них можно и «поскользнуться». Это надо учитывать при торможении, маневрировании. Но листья не вдруг высыпаются, они всегда видны, просто при маневрах надо держать в голове вероятность того, что на них можно заскользить, — подсказывает эксперт.
Аквапланирование
Этот эффект одинаково опасен и весной, и летом, но не будет лишним вспомнить об этом еще и осенью, когда дожди идут часто. Восприимчивость автомобиля к аквапланированию зависит от многих факторов: массы машины (чем легче, тем раньше наступает аквапланирование), состояния и типа шин. По ПДД у нас допускается остаточная высота рисунка проектора для летних шин 1,6 мм, но в луже на таких изношенных шинах машина может «всплыть» уже на 50 км/ч. И, конечно, скорость проезда по луже имеет большое значение.
— Если лужа неглубокая и скорость небольшая, то не столь важно, как мы ее проедем. Опасности нет. Если же скорость высокая, то заезжать в лужу нужно на прямых колесах. Если почувствовали, что автомобиль в луже теряет сцепление, то самый простой выход — плавно отпустить педаль газа, «приземляя» автомобиль. А вот проезд лужи на высокой скорости в повороте грозит возникновением заноса, — предупреждает Сергей.
Наиболее опасна ситуация, когда автомобиль наезжает в лужу колесами только с одной стороны. Занос в этом случае будет настолько резкий, что с ним не справится даже подготовленный водитель. При заносе на любом покрытии, будь то снег, гравий, асфальт, задняя ось все равно тормозит о дорогу.
— А если занос происходит в луже, то коэффициент сцепления стремится к нулю, и самое неприятное — это резкая и непредсказуемая стабилизация. Как только какое-то из колес оказывается на асфальте, тут же происходит бросок в обратную сторону. Следует ритмический занос и разворот. Поэтому я всегда говорю, что, если попал в занос в луже, то остается положиться только на везение, — говорит Сергей Овчинников.
В повороте, где есть лужа, Сергей рекомендует использовать технику прохождения двойным входом. До лужи поворачиваем руль чуть круче, чтобы в лужу заехать на максимально прямых колесах. При выезде из лужи делаем следующий поворот. При проезде лужи руль может вырвать из рук, поэтому держим его крепче, чем обычно, чуть расставив локти.
Автор: Павел Мурашко. Фото автора. тут.бай.