Длительный тест Tesla Model X. Покупать ли семейный электрокар, если нет своей «розетки»?

«Дети, собирайтесь, вечером едем в магазин, чтобы утром папа мог поехать на работу». Благодаря первому оператору марки в Беларуси tesla-cars.by в редакции AUTO.тут.бай почти на целую неделю появилась Tesla Model X — самый дорогой легковой электромобиль в линейке Tesla. Павел Мурашко проверил, насколько Model X хороша в качестве единственного семейного авто. А заодно выяснил, удобно ли ездить на электромобиле, если у тебя нет собственной розетки, и протестировал новые зарядные станции.

Фото: Павел Мурашко

За год розеток в Минске стало в 2 раза больше

Ровно год назад, когда мы неделю тестировали Tesla Model S, в черте Минска было всего шесть общественных зарядных станций. Сегодня их уже 11. Появились зарядные станции в торговых центрах «Е-сити» и «Галерея». Есть еще одна «заправка» в самом центре города — на парковке отеля «Европа». Сами зарядки бесплатные, но вот в «Галерее» и «Европе» придется заплатить за парковку. Еще три зарядные станции находятся в пределах 10 километров от МКАД. Достаточно ли этого для полноценной и беспроблемной эксплуатации автомобиля? Посмотрим.

Фото: Павел Мурашко

Как и год назад, ключи от Tesla Model X мне передает Артур Туманов, самый опытный «теславод» Беларуси. С машиной я знаком, она не раз участвовала в наших тестах. Поэтому инструктаж был коротким и больше сводился к экскурсу в сеть зарядных станций Минска. Артур объяснил, где с моим режимом эксплуатации будет удобнее всего заряжаться.

Tesla Model X P90D Signature — это лимитированная версия, которая была выпущена в количестве всего 1000 штук. Здесь шесть мест в салоне, что автоматически подразумевает семейное использование. Мощность двух электромоторов (машина полноприводная) составляет 735 лошадиных сил. Заявленный запас хода — 467 км. Разгон до 100 км/ч занимает совсем не семейные 3,1 с.

Когда я забирал машину, она была заряжена на 85%. Но по предыдущему опыту я помню, что зимой максимальный пробег сокращается раза в полтора за счет того, что много энергии требуется на прогрев батареи и салона.

Для полной зарядки от обычной розетки нужны сутки

Когда садишься за руль Tesla после долгой разлуки, сложно удержаться от соблазна продавить до пола легковесную педаль газа и в мгновение ока скрыться за горизонтом. 735 «лошадей»! 3,1 секунды до «сотни»! Правда, такой дикий спурт возможен только в режиме Ludicrous (на «нашей» тестовой Tesla он был активирован) и на прогретой батарее. Но и просто режима Sport хватает для того, чтобы пассажиры в панике начинали хватать воздух ртом и издавать нечленораздельные звуки. Интересно, выдержат ли этот аттракцион дети? У нас ведь семейный тест, и они будут самыми частыми пассажирами.

Фото: Павел Мурашко

Уууууух! Черт, опять не удержался. Как же безумно быстро разгоняется этот автомобиль! Какие приятные перегрузки разливаются по всему телу — словно во взлетающем самолете. Надо поглядывать на расход энергии. Дикие старты на каждом светофоре уменьшают заряд прямо на глазах. Потерять 5−10% на поездке протяженностью 10 километров — легко. Но у меня есть план.

Фото: Павел Мурашко

Когда я вечером оставлял машину, припарковавшись во дворе, у меня оставалось еще 80% заряда, а планов на следующий день — громадье. В обед отвожу сына на тренировку, оттуда надо подъехать по делам, потом забрать сына и вернуться домой. После этого едем всей семьей за город к родителям. 80% должно хватить, а там попробую зарядиться от бытовой розетки 220 В. Если не получится — в 10 км от дома родителей как раз открылась новая станция зарядки, на развязке трасс Минск — Микашевичи и Брест — Москва. Артур сказал, что это на сегодняшний день самая быстрая «заправка».

Все прошло по плану, и в Михановичи к родителям мы приехали с остатком 48%. В принципе, можно было не беспокоиться о зарядке. Этого хватило бы еще на следующий день. Лихорадочно вспоминать места расположения «заправок» реально нужно, если уровень заряда зимой падает ниже 20%. Но мне хочется, чтобы машина всегда стояла заряженной по полной.

Фото: Павел Мурашко

К сожалению, дотянуть семиметровый провод до трехфазной розетки в подвале не удалось. Не страшно, подключил к 220 В. Зарядка пошла. После калькуляции бортовой компьютер выдал, что для полной зарядки потребуются примерно сутки. Да, такова плата за емкую батарею на 90 кВт·ч. От розетки 380 В машина бы зарядилась с нуля до 100% за семь-восемь часов.

Требуется помощь оператора

Когда я утром выходил к машине, то рассчитывал увидеть там хотя бы 60−65%. Но, видимо, ночью что-то пошло не так — на приборной панели светилось «50%». Пришлось задействовать план «Б». Сел в машину и помчался на АЗС «Белоруснефть». Пока доехал, осталось уже 45%.

Фото: Павел Мурашко

Въезд на площадку с зарядным терминалом оказался перегорожен фурой. Благо водитель сидел в кабине и после моей любезной просьбы освободил проезд. Нет еще в голове устойчивой мысли, что электрическими зарядками уже пользуются.

Чтобы начать зарядку, нужно обратиться к оператору на кассе АЗС. Он пришлет сотрудника с карточкой, которая активирует зарядную станцию. Подходит девушка, включает терминал. На «колонке» висят три провода под различные типы зарядок. Одна стандартная и две скоростные. Рядом — лавочка ожидания. Я засек время подключения — 12.45 — и отправился в кафе при заправке. Там, увы, оказался весьма скудный ассортимент. Хотя было бы неплохо, например, перекусить, пока машина заряжается. Ограничился кофе и бездумным листанием телефона.

Фото: Павел Мурашко

Время поджимало, поэтому решил сниматься с зарядки. Снова подошел к оператору, предупредил, что буду уезжать. Уже подходя к машине, услышал, как оператор по громкой связи объявил: «Галина, отключите электрическую машину!». В итоге Tesla простояла на зарядке 40 минут. За это время батарея заполнилась до 72%. То есть, чтобы зарядиться с нуля до отказа, понадобилось бы примерно 4 часа. Пока ждал, пообщался немного с оператором на АЗС.

— Когда только открыли зарядную станцию, почти никто не приезжал. А сейчас — стабильно две машины в день заряжаются, бывает, три. Есть один Nissan, так он каждый день приезжает, это местный какой-то, живет рядом. Бывает, Tesla с гомельскими номерами заезжает, — рассказала мне девушка-оператор.

За электричеством и покупками

На следующий день после разъездов по городу по делам мы решили протестировать зарядную станцию в торговом центре «Галерея». «Дети, мы едем в очень красивый магазин! Но не за покупками!»

Фото: Павел Мурашко

Когда мы въехали на парковку ТЦ «Галерея», то я задумался: а на каком же уровне находится терминал? Или я слепой, или на въезде не было никаких указателей. Смутно припомнил, что в новостях говорилось о третьем уровне. Поехал туда. Точно! Тут же оценил преимущество электромобиля. Место для зарядки находится у самого входа в торговый центр. С двух сторон от площадки для электромобилей — места для инвалидов. Одно из них тут же занял какой-то не слишком вежливый водитель. Хочется надеяться, что такие деятели не будут в часы пиковой загрузки паркинга занимать места для электромобилей.

В «Галерее» установлен самый обычный зарядный терминал, который выдает 380 В. На стене висит схема-инструкция. Но на ней нужно найти лишь номер телефона оператора и позвонить. Самостоятельно включить терминал не получится. Через пару минут приходит специально обученный человек и включает «колонку». Инженер рассказал, что каждый день приезжают два-три электромобиля, а как раз перед нами заряжалась Tesla, уехала буквально 5−10 минут назад. Повезло.

С женой и детьми мы ушли бродить по торговому центру. Индикатор заряда показывал 45%. 2,5 часа в торговом центре пролетели незаметно. Идем к машине. Отлично! Зарядилась на 95%! Завтра поеду на работу в режиме «Попробуй догони». Тем более в редакции отбоя нет от желающих испытать неизведанное с Tesla Model X. И маленький нюанс. «Заправка» в «Галерее» бесплатная, но парковка — платная, стоит 2 рубля за 4 часа. Это совсем небольшая плата за бесплатное электричество.

Длительный тест Tesla Model X. Покупать ли семейный электрокар, если нет своей "розетки"?

За ночь Tesla Model X теряет примерно пару процентов заряда. Они идут на разогрев холодных батарей при старте. Утром, когда я отвозил сына в детский сад, в который раз оценил преимущество электромобиля — теплый воздух поступает из дефлекторов моментально, как только «включаешь» автомобиль. Кроме того, здесь есть подогревы сидений, зеркал, рулевого колеса и лобового стекла по всей площади. Кстати, владелец предупреждал, что при работающем «климате» лучше не держать долго двери открытыми. Работая в автоматическом режиме, климат-контроль будет забирать энергию у батарей, чтобы нагреть попадающий в салон морозный воздух.

И, конечно, радует тот факт, что не нужно «прогревать» двигатель. Начинать движение можно сразу после посадки. Впрочем, на своем бензиновом автомобиле я поступаю точно так же, с той лишь разницей, что требуется время на прогрев салона.

На работе, как и планировалось, десятиминутный аттракцион невиданного ускорения для желающих побаловать себя перегрузками, потом парочка рабочих поездок и возвращение домой. А вечером снова: «Дети, собираемся в магазин!».

Фото: Павел Мурашко

Для очередной зарядки мы поехали в торговый центр «Е-сити» на улице Денисовской. Благо это совсем рядом с домом. Там, на подземном паркинге, недавно открылась точка для зарядки электромобилей. Здесь установлен терминал белорусского производства. По скорости и мощности зарядки он не отличается от того, что стоит в «Галерее», но позволяет «заправиться» сразу двум автомобилям. И это прекрасно, потому что когда мы въехали на паркинг, одно место занимал Opel Ampera. Мы стали рядом. Здесь никого не нужно звать на помощь, все можно сделать самостоятельно. Подключил кабель — зарядка пошла. Отлично, можно идти убивать время и спускать деньги.

Потратили примерно два часа на хождение по магазину. За это время Tesla Model X сумела зарядиться всего на 24%. Мало, но, как объяснил позже Артур Туманов, это потому, что рядом заряжался второй автомобиль. Ну что ж, было 50%, стало 74% — это тоже неплохо. В обычном темпе движения, с интенсивными, но не экстремальными, разгонами у меня уходило примерно 5% заряда батареи на 10 км.

Семейные ценности

А теперь абстрагируемся от электрической сущности Tesla Model X и попробуем оценить ее возможности в качестве семейного автомобиля. С этой задачей Model X успешно справляется, но за неделю ежедневных поездок с детьми у меня накопились кое-какие наблюдения.

Фото: Павел Мурашко

К месту водителя никаких претензий. Очень удобная посадка, хорошая обзорность, но нужно привыкнуть к большой ширине автомобиля. Во многом эту проблему решают камера заднего вида и ультразвуковые датчики по кругу, которые постоянно контролируют обстановку вокруг авто.

Система доступа с нажатием на ручку мне не очень понравилась. Главным образом из-за того, что необходимо прилагать заметное усилие для нажатия. Кроме того, передние двери, оснащенные электроприводом, громко ляпают при автоматическом закрытии. Но тут часть вины лежит на их безрамочной конструкции.

Фото: Павел Мурашко

Эффектные задние двери «Крылья сокола» — это, безусловно, крутая «фишка». Но на тесной парковке куда удобнее выглядят банальные сдвижные двери. И я бы не отказался от таких на Tesla Model X. Зимой в слякоть или во время дождя задние двери могут «угостить» холодной и грязной водичкой на макушку или за воротник. Капли собираются и падают по углам дверей.

Фото: Павел Мурашко

Клавиши закрытия задних дверей находятся на стойках кузова, и пятилетний ребенок в детском кресле до них дотягивается без проблем, так что может самостоятельно закрыть или открыть двери. А вот забираться в высокий SUV ребенку не очень удобно. А если учесть, что пороги в Tesla ничем не прикрыты, то есть риск испачкать штаны.

Фото: Павел Мурашко

В тестовой Tesla Model X было 6 мест. Раздельные кресла первого и второго рядов и два дополнительных места в багажнике. Интегральные кресла второго ряда выглядят круто, но имеют одну особенность — угол между подушкой и спинкой у них фиксированный. Изменить можно только наклон всего кресла. Но это никак не помешало установить два детских сиденья. Система isofix здесь, конечно, тоже есть.

Фото: Павел Мурашко

Странно, что в семейном SUV, который сделали, по сути, «айтишники», не нашлось места для развлекательной системы для задних пассажиров. Экраны в спинках передних кресел или потолочная консоль выглядят логичным дополнением на фоне великолепного экрана, который есть у водителя.

Фото: Павел Мурашко

Зимой нужно обязательно очищать крышу от снега, иначе после открытия задних дверей он попадет в салон, на пассажирские кресла. Машина довольно высокая, так что с небольшим ростом крышу чистить неудобно.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Честно говоря, к концу недели я немного устал придумывать, где мне еще зарядить электромобиль. В принципе, полного заряда Tesla Model X мне бы хватало на 3−4 дня езды по маршруту дом — работа — дом, детский сад, пару передвижений по городу по делам, но… А что дальше? У меня не было никакой возможности оставлять автомобиль на ночь на зарядку, а каждые три-четыре дня убивать несколько часов в торговых центрах не входит в мои планы.

Фото: Павел Мурашко

С другой стороны, за почти целую неделю поездок, часть из них — с сумасшедшими разгонами, я не потратил ни единой копейки на заправку. Боюсь представить, сколько бы денег я отдал за топливо, будь у меня на тест-драйве бензиновый автомобиль с аналогичной динамикой. Впрочем, последние пару дней я ездил в режиме Chill Mode. Он появился недавно, в ходе обновления «прошивки». «Морозный» режим ограничивает динамику автомобиля и помогает сохранить не только вестибулярный аппарат пассажиров, но и заряд батарей. Я попробовал ездить по городу спокойно, пользуясь рекуперативным торможением. В итоге у меня уходило примерно 3% батареи на 10 км. То есть теоретически, на одном заряде можно проехать около 300 км.

Фото: Павел Мурашко

На мой взгляд, пока без личной трехфазной розетки ежедневная эксплуатация электромобиля требует некоторой перестройки привычного уклада автомобильной жизни. Конечно, с увеличением количества зарядных станций стало чуть проще, но все еще не беззаботно. А хочется именно так. Впрочем, глядя на темпы развития сети зарядок для электромобилей, понимаешь, что до комфортного использования электромобилей осталось буквально пару шагов.

Автор: Павел Мурашко, фото автора. AUTO.тут.бай.