В Светлогорске проходит выставка карикатуриста из республиканской газеты

195
 
Бабушка с флагом Беларуси, автор Олег Карпович, карикатурист Советской Белоруссии
Фото: Олег Карпович, sb.by.

В художественной галерее «Традиция» Светлогорска открылась необычная выставка. Ее автор — Олег Карпович. Представлять читателям Олега не надо, так как его рисунки и тексты появляются на страницах «СБ» каждую неделю. Иногда они маленькие, как этикетка спичечного коробка, иногда большие, но всегда запоминающиеся, останавливающие взгляд читателя. Выставка называется, как и газетная рубрика, «Глазами художника».

Многие думают, что графики, занимающиеся карикатурой, — люди веселые, общительные, отчаянные шутники, щедро разбрасывающие остроты направо и налево. Разочарую. Настоящие карикатуристы чаще всего молчаливые, грустные, сосредоточенные, тихие и неприметные. В быту, для соседей и людей близких, очень удобные и неконфликтные. Увидишь такого на улице и никогда не подумаешь, что это тот самый художник, который вчера изобразил двух всесильных министров, занятых перетягиванием каната на свою сторону или борющихся под ковром, напоминающим географическую карту мира. Художник умудряется одним рисунком рассказать зрителям о серьезных политических проблемах просто и понятно.

Поделюсь одним наблюдением. Великих и известных художников очень много. Спроси у человека, даже далекого от изобразительного искусства, и он тотчас начнет загибать пальцы, произнося звучные имена и фамилии. Будут в этом списке и пейзажисты с портретистами, мастера жанровой живописи и скульптуры. А вот с художниками–карикатуристами так не получится. Даже знаток с большим трудом назовет всего лишь несколько имен. Это говорит о том, что талант карикатуриста — штучный и очень редкий. Как правило, остроумные и едкие рисунки застревают в памяти, как гвозди в стене, а фамилия автора забывается. Почему так происходит, не знаю.

Много на белом свете очень хороших рисовальщиков, выдающихся портретистов, а вот когда дело доходит до лаконичной карикатуры, то у них случаются обидные проколы. Не удается, не получается, смотришь на рисунок — и не удивляешься, даже улыбка губы не кривит. Хотя все на месте и человек похож. Много качеств должно сойтись воедино, сплавиться и слиться, чтобы получилась емкая и выразительная гремучая смесь–картинка, взрывающая сознание, заставляющая думать. Олегу Карповичу этот фокус, для меня непонятный, удается почти всегда.

Что еще интересно, я не один раз становился объектом пристального внимания Олега, героем его рисунков, а потому собственными глазами видел весь тяжкий процесс работы. Наблюдал за тем, как появляется юмористический рисунок. Иногда это происходило очень быстро: несколько минут, час, полтора, а иногда Олег мучился по нескольку дней. Вроде бы получилось, вроде бы похож, но художника что–то не устраивало, и он начинал новый рисунок, безжалостно уничтожая предыдущий вариант. Наконец, откладывал инструменты, морщился, смотрел поверх очков и говорил, что теперь вроде похоже. У зрителей рисунок вызывал неподдельный восторг и улыбку, а у меня разочарование и недовольство. Неужели я такой кислый, как изобразил художник?

Кстати, так чаще всего и бывает. Себя человек не видит, хотя и смотрится в зеркало по сто раз на день. Поэтому для него все остальные очень похожи: президенты, канцлеры, спортсмены, космонавты, политики, коллеги–журналисты, писатели… Все, кроме себя, любимого.

Сейчас у каждого фотоаппарат, телефон с камерой. Бери и снимай. Казалось бы, фотография должна напрочь вытеснить с журнальных и газетных полос привычные рисунки, но этого не происходит. Иметь хорошего художника для серьезной газеты и журнала престижно. И карикатурист во многих случаях одной левой, простите, правой побеждает фотографа. К хорошей карикатуре даже текст не нужен, настолько емким и самодостаточным бывает рисунок, сделанный простым карандашом, шариковой авторучкой, тушью и обычным ученическим пером…



 

Персональная выставка Олега Карповича получилась злободневной и объемной, хотя лишь малая часть опубликованных в нашей газете рисунков поместилась в двух просторных залах галереи «Традиция». Зрители, пришедшие на открытие, выглядели такими же серьезными и сосредоточенными, как и виновник торжества. Они с ходу узнавали героев карикатур, читали лаконичные подписи и улыбались. Подходили к художнику, благодарили и задавали вопросы. И вот что важно. Спрашивали у Олега не о его рисунках, а о том, что нас ждет, как жить дальше, на что надеяться. Ясное дело, что на подобные вопросы зрителей наталкивали рисунки. Художник смог заставить людей задуматься о серьезных проблемах.

Он подводил зрителей к графическому листу и показывал на старуху в белой, украшенной орнаментом рубахе. В руках ее — белая ткань, на которой она вышивает короткое слово «Мир». Зрители задумывались, а потом начинали улыбаться.

«Вот и ответ», — говорил художник, стоя перед зрителями.

Автор: Владимир Степан, СБ. Фото: Олег Карпович, sb.by.