Представитель Детского фонда ООН в Беларуси: вместо оплаты курсов по иностранным языкам родители приобретают телевизор с экраном на полстены

64
 

представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси Юрий ОксамитныйБеларусь вступила в ХХI век не в лучшей демографической форме. Государством многое сделано для того, чтобы ее улучшить, — меры по поддержке семей с детьми пересматриваются регулярно, масштаб помощи растет, а люди в свою очередь откликаются на эти меры увеличением состава своих семей. Однако демографические угрозы не утратили своей актуальности, по-прежнему смертность опережает рождаемость, численность населения снижается. Наиболее обсуждаемым в обществе проектом является «Большая семья» — фактически в республике формируется новый механизм господдержки. Свое мнение об этом проекте, а также о грядущем увеличении подоходного налога в пользу семей с детьми высказал в интервью корреспонденту БЕЛТА представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси Юрий Оксамитный.

— Юрий Викторович, какие демографические вызовы стоят перед Беларусью?

— Следует уточнить: не только перед Беларусью, но и перед большинством европейских стран. Это в первую очередь низкий уровень рождаемости. В Беларуси ситуация осложняется тем, что сохраняется сверхсмертность мужчин в трудоспособном возрасте, да и в целом показатель смертности населения высок.

По показателям младенческой (до достижения ребенком возраста 1 года) и детской (до 5 лет) смертности Беларусь находится на одном уровне с развитыми европейскими государствами. При этом острой проблемой, которой уделяется, на мой взгляд, недостаточно внимания, является инвалидизация и смертность детей от травм в быту (отравления, ожоги, падения, утопления и т.д.), в результате ДТП. А ведь такие случаи по большей части не относятся к неизбежным, их можно было бы предотвратить, если бы не низкая родительская ответственность за детей.

Получается, ребенок получил дома травму, а родитель ни за что не отвечает. Матери и отцы не занимаются в должной мере воспитанием своего ребенка, не уделяют ему внимания, сквозь пальцы смотрят на то, что их сын или дочь болтается в сомнительной компании, зачастую сами покупают им сигареты, приобщают к спиртному, в итоге — правонарушение или преступление, а родители опять якобы ни при чем. Я считаю, что необходимо внести изменения в законодательство в части усиления ответственности за оставление ребенка без присмотра, за уклонение от воспитания. Кстати, в большинстве европейских стран и США предусмотрены солидные штрафы, серьезные административные и даже уголовные наказания за неисполнение родительских обязанностей, особенно если последствия трагичны. Да и само общество (те же соседи, педагоги, медики, социальные работники) гораздо строже и бдительнее относится к подобным родителям, понимая, что их действия чреваты опасностью для жизни и здоровья детей. В этом в Беларуси отношении царят чрезмерная и неоправданная терпимость, равнодушие окружающих.

Одновременно с усилением ответственности необходимо повышать уровень информированности населения по вопросам воспитания, ухода за детьми. Каждый родитель должен четко представлять, как себя вести и к какому специалисту обратиться, если ребенок заболел, если он получил травму, если в его поведении проявляются негативные изменения и т.д.

Одно из направлений деятельности ЮНИСЕФ — формирование ответственного родительства. Совместно с Министерством образования подготовлено свыше 80 буклетов, которые учат взрослых быть хорошими родителями. Казалось бы, простые правила, доступные рекомендации, но их выполнение дает отличные результаты.

Слишком медленно, на мой взгляд, внедряется в сознание белорусов постулат о здоровом образе жизни. Пагубное пристрастие к спиртному, курению, наркотикам приводит к потере здоровья, а то и жизни. К сожалению, сохраняется инертность в отношении занятий физкультурой и спортом. А ведь это взаимосвязанные вещи: такие занятия занимают то время, которое кто-то бездумно и безвозвратно тратит на выпивку и прочие «удовольствия».

Демографическая угроза таится в высоком уровне разводов, ведь по этой причине так много неполных семей, да и детей рождается меньше (не каждая женщина, оставшись без поддержки партнера, рискует родить столько детей, сколько хотела и могла бы при наличии полной хорошей семьи).

Следует иметь в виду, что демографические тенденции носят долговременный характер, их не повернешь вспять за год-два. Однако нельзя впадать в пессимизм и опускать руки, ведь есть и обнадеживающие демографические сигналы — смертность снижается, рождаемость растет. И пусть темпы изменения этих показателей далеки от желаемых, но они несут оптимистичный заряд. Если будут происходить дальнейшие позитивные изменения в общественном сознании, а благие намерения подкрепляться делом, тогда положительные демографические тенденции будут нарастать.

— Как вы оцениваете результативность существующей господдержки семей с детьми?

— Как известно, в Беларуси реализуется Национальная программа демографической безопасности на 2011-2015 годы (кстати, ЮНИСЕФ принимал участие в ее разработке). Эта программа комплексная, многогранная, с определенным финансированием. Однако объем выделяемых денежных средств — это одно, а отдача от их вложения по тем или иным направлениям — совсем другое. Количество потраченных денег не является синонимом эффективности, нужен глубокий объективный анализ того, каков КПД этих вложений. Причем с точки зрения человека, а не голых цифр.

В 2012 году Национальным статистическим комитетом при поддержке ЮНИСЕФ было проведено многоиндикаторное кластерное обследование по оценке положения детей и женщин, в котором приняли участие 8,5 тыс. домашних хозяйств республики. Ценность его в том, что выводы построены на опросе людей. А ведь именно вложения в человека являются главным критерием эффективности государственной социально-экономической политики.

По моему глубокому убеждению, финансирование должно исходить из конкретных приоритетов, а вычленять эти приоритеты из множества важных направлений нужно исходя из оценки, основанной на «отклике» людей на них. Поэтому мне сложно однозначно ответить на ваш вопрос — оценка тогда обоснована, когда строится на анализе сделанного.

Согласитесь, для изменения демографической ситуации очень важен количественный рост. Но не в отрыве от роста качественного. Понимаете, для будущего страны и общества демографический резон состоит не в том, чтобы, например, стало 10 млн человек вместо нынешних 9,5 млн, а в том, чтобы это были 10 млн здоровых, красивых, перспективных людей. Цель демографической политики состоит в том, чтобы поколение имело мощный потенциал, чтобы граждане Беларуси гордились своей страной и страна гордилась ими. Многое делается, но и многое предстоит в этом направлении сделать — и государству, и обществу. Позитивные демографические сдвиги не будут иметь устойчивый характер, если люди не станут более ответственными, более информированными, более настроенными работать на результат.

Представительство ЮНИСЕФ в Беларуси стремится привнести передовой мировой опыт и в повышение ответственности родителей за судьбы детей, и в предотвращение семейного насилия, и в изменение отношения к детям с особенностями психофизического развития, и в использование возможностей неправительственных и молодежных организаций. Следует отметить, что ЮНИСЕФ как глобальная организация обладает огромным багажом знаний в изучении положения детей: разрабатываются новые методологии, апробируются современные подходы, странам предоставляется поддержка для укрепления национального потенциала в сфере мониторинга положения детей и исследования их возможностей реализовать свои права в полной мере.

— Президент Беларуси Александр Лукашенко в августе одобрил реализацию в стране проекта «Большая семья». Так, предлагается при рождении третьего и последующих детей начислять семье $10 тыс. на депозитный счет (эта сумма будет учитываться в валюте и ежегодно индексироваться на уровень инфляции доллара). Срок действия проекта — 5 лет. Использование этих средств будет возможным по достижении ребенком 18 лет (деньги можно будет направить на улучшение жилищных условий, получение ребенком образования, услуг здравоохранения и формирование дополнительной пенсии матери). Предлагается также предоставить возможность гражданам при рождении четвертого ребенка самостоятельно сформировать депозитный счет и положить на него сумму до $5 тыс., такую же сумму внесет семье государство. Как вы считаете, насколько эффективны будут эти меры?

— Я считаю, что проект «Большая семья» нужен стране, обществу, людям. И он своевременный, поскольку численность женщин в репродуктивном возрасте стала в Беларуси постепенно уменьшаться. Посему необходимо использовать потенциал материнства по максиму. Упустив его, мы обрекаем народ на очередной демографический виток снижения рождаемости и в этом поколении, и в следующем, когда в активный детородный возраст вступят дети, рожденные сегодня и завтра.

Вместе с тем хочу акцентировать внимание на том, что приоритетом должна быть не просто большая семья, а большая, здоровая, красивая, дружная, умная, перспективная семья с детьми и обоими родителями.

— Вы полагаете, что такое значительное усиление господдержки может привести к росту маргинальной рождаемости?

— Да нет, я так не думаю. Практика показывает, что включение новых механизмов поддержки семей с детьми традиционно является стимулятором рождаемости, в том числе и потому, что реализуются так называемые отложенные рождения. Например, семья, в которой воспитываются один-два ребенка хотела бы и третьего, но, взвесив свои материальные возможности, считает целесообразным отложить реализацию своего желания до лучших времен. И как только масштабно увеличивается господдержка, семья считает возможным пересмотреть свои планы и быстрее воплощает свою мечту о пополнении.

— В Российской Федерации система материнского капитала действует с 2007 года. Как показывает анализ, родители предпочитают тратить эти деньги на улучшение жилищных условий.

— Боюсь, что и в Беларуси будет аналогичная картина. Таков менталитет. По моему глубокому убеждению, родители недооценивают важность и значимость образования детей, оно отходит на второй план после материальных благ. Таких примеров вокруг не счесть. Например, вместо оплаты курсов по иностранным языкам родители приобретают телевизор с экраном на полстены (как результат, лишь 4,5% жителей владеют английским, 1,4% — немецким, 1,1% — польским языком — и это в центре Европы!). Вместо того, чтобы оплатить обучение на престижном для дальнейшего трудоустройства факультете и таким образом обеспечить сыну или дочери будущее благополучие (и соответственно более высокий уровень доходов семьи, детей и родителей), дарят чаду подержанную иномарку. И при этом несказанно гордятся собой — мол, ничего для детей не жалеем…

Есть и еще один немаловажный аспект: как показало исследование, чем выше образование членов семьи, тем меньше болеют дети, меньше фактов домашнего насилия, меньше правонарушений и т.д.

Наконец-то в Кодекс об образовании внесли норму об ответственности родителя за образование ребенка. Это крайне важно. Ведь раньше образование было заботой только государства, а не зоной ответственности родителей. Сформировалась привычка к тому, что государство-школа-педагоги в ответе за обучение и воспитание ребенка, а родители… спокойно самоустраняются от этого. Тоже своего рода социальное иждивенчество.

Возвращаясь к вопросу об использовании средств депозитов «Большой семьи», отмечу, что, конечно, важно иметь свое жилье, важно его благоустроить, но нужно и осознание того, что ценность образования и его престиж возрастают — и значит, в него целесообразно вкладывать деньги. Это действительно инвестиции в будущее.

— В Беларуси планируется поднять ставку подоходного налога с 12% до 13%, направив образовавшиеся дополнительные средства на поддержку семей с детьми. Ваше отношение к такой мере?

— В разных странах принята своя шкала подоходного налога — это прерогатива государства. Причем во многих странах цифры отчислений с доходов граждан гораздо выше, чем в Беларуси.

Ясное дело, повышение на 1 процентный пункт подоходного налога кому-то нравится, кому-то нет. С моей личной точки зрения, если будут сформированы дополнительные ресурсы на развитие семьи и детей, на совершенствование системы образования и здравоохранения, то это очень хорошо.

Людям нужно доходчиво и подробно объяснять, для каких целей предназначены средства от увеличения подоходного налога, каков будет механизм их распределения и эффект от использования. Все должно быть максимально прозрачно, чтобы люди понимали, зачем это нужно, к чему это приведет.

Рост подоходного налога, с моей точки зрения, нужно рассматривать как увеличение участия общества в своем собственном социальном развитии, как повышение финансовой ответственности людей за состояние общества, семьи, за демографическую безопасность.

— Какие исследования о положении детей планирует проводить ЮНИСЕФ в ближайшей перспективе?

— Представительство ЮНИСЕФ предлагает свое участие, помощь и поддержку в изучении положения детей. Например, мы поддерживаем такие масштабные исследовательские проекты, как выборочное обследование домашних хозяйств по изучению использования суточного фонда времени населением (бюджет времени) и ситуационный анализ реализации прав детей.

Обследование бюджета времени проводится в течение 12 месяцев (до марта 2015 года). Опросом охвачены все члены 6 тыс. домашних хозяйств в возрасте 10 лет и старше. Кстати, несовершеннолетние респонденты отвечают на вопросы анкеты о том, например, сколько времени им уделяют взрослые члены семьи, кто помогает делать уроки и как часто, кто читает сказку на ночь. Результаты обследования позволят определить различия в распределении семейных обязанностей в зависимости от места проживания (городская и сельская местность), региона, уровня образования, материального благосостояния, количества детей в семье и их возраста, состава семьи и т.д. — полный портрет современной белорусской семьи.

Ситуационный анализ нацелен на получение актуальной информации о реализации прав детей в Беларуси, предоставление данных для их использования в процессе планирования, разработки национальных стратегий, бюджетов и законодательства для улучшения положения наиболее уязвимых детей и уменьшения проявлений неравенства.

До конца 2014 года в рамках многолетнего проекта «Мониторинг положения детей и женщин в регионе ЦВЕ/СНГ» при поддержке ЮНИСЕФ будет подготовлен страновой аналитический доклад «Обеспечение альтернативного ухода за детьми». Также ЮНИСЕФ поддерживает партнеров в проведении тематических исследований и оценок, в частности, по дошкольному образованию, гендерному равенству, поддержке детей с особенностями развития.

Следует отметить, что в 2006-2010 годах успешно реализована первая Страновая программа ЮНИСЕФ для Беларуси, бюджет которой превысил $5 млн. Сейчас реализуется вторая Страновая программа на 2011-2015 годы с общим бюджетом $8 млн. Она была разработана Представительством ЮНИСЕФ в Беларуси совместно с правительством и нацелена на поддержку национальных планов, государственных программ и приоритетов Беларуси в сфере защиты прав ребенка.

— Как вы оцениваете реализацию в стране инициативы «Город, дружественный детям»?

— На 25 августа нынешнего года к инициативе ЮНИСЕФ присоединилось уже 22 белорусских города: Минск, Брест, Борисов, Гомель, Горки, Гродно, Добруш, Жодино, Костюковичи, Лида, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новогрудок, Новополоцк, Полоцк, Пинск, Пружаны, Светлогорск, Слуцк, Солигорск и Шклов. А высокое звание «Города, дружественного детям» получили уже 6 городов: Брест, Новополоцк, Пинск, Жодино, Борисов и Пружаны. Два города подали заявки на присоединение (в том числе Барановичи).

Важно опять же не количество городов, а те качественные изменения, которые в них происходят. Речь идет и о развитии инфраструктуры городов, и о повышении ответственности детей и молодежи за то, что в них происходит.

Индекс дружественности города измеряется на основании 37 индикаторов, охватывающих 7 параметров — основных областей жизнеобеспечения ребенка. Это участие детей в общественной жизни и принятии решений; жилая среда; безопасность детей в городе; охрана здоровья и здоровый образ жизни; образование и развитие; досуг и культура; помощь в трудной жизненной ситуации. Каждый параметр оценивается по индикаторам двух типов: объективным и субъективным. Источниками информации для расчета объективных индикаторов являются данные статистической отчетности, а источниками информации для расчета субъективных индикаторов — опросы среди детей в возрасте 6-12 и 13-17 лет и родителей детей в возрасте до 12 лет.

Глобальная инициатива ЮНИСЕФ «Города, дружественные детям» зародилась в Европе в середине 90-х годов XX столетия в качестве альтернативного видения городов, созданных взрослыми для взрослых. В ее основе — понимание того, что городская жизнь подвергает детей новым угрозам и опасностям: неустойчивость и неблагополучие семей, социальная изоляция, загрязнение окружающей среды, повышенная опасность вовлечения в криминальные ситуации, употребление психоактивных веществ. В настоящее время к этой инициативе присоединились около 1000 городов мира, включая Лондон, Мюнхен, Буэнос-Айрес, Москву, Санкт-Петербург, Астану, Вильнюс и др.

Мне очень хотелось бы, чтобы Минск, пройдя через систему индикаторов, получил статус «Город, дружественный детям». Это сработало бы на имидж страны в целом.

Автор: Елена Прус, БелТА. Фото: БелТА.