История одного стартапа: «Первые четыре месяца я только и делал, что все и от всех скрывал»

188
 

Про светлогорца Олега Тихонова мы писали в августе 2015 года, когда его приложение Ontourcloud только набирало обороты. К сегодняшнему дню многое изменилось, и изменилось в лучшую сторону. Предлагаем вашему вниманию увлекательную историю одного стартапа.


Олег Тихонов пришел в IT без профильного образования, но с багажом знаний о концертной индустрии и проблемах, которые можно и нужно в ней решать. Эти знания вылились в идеи, которые стали стартапами «на взлете». Его проекты Ontourcloud и Eightydays заметили в Беларуси и на Западе, их обсуждают эксперты, к ним приглядываются инвесторы. Но стартапы не возникают за месяц на пустом месте. В интервью Onliner.by молодой человек рассказал, насколько сложным и тернистым может быть путь от идеи к конечному продукту.

Олег тихонов и его приложения о путешествиях, карта

Высшим образованием к 30 годам Олег не обзавелся. Конец 90-х был сложным временем: тогда на первом месте стоял вопрос о том, как прокормить семью, и на учебу времени катастрофически не хватало. Тем не менее наш собеседник успел отучиться в гомельском училище кулинарии по кондитерскому делу и пройти практику в холодном цеху ресторана, где ему поручили заведовать тортами и сладостями. Через год он отправился в Витебск, где успешно прошел в училище искусств.

— Я сам по себе музыкант, играл в переходах. Хотел отучиться на режиссера, ставить театральные постановки, снимать фильмы. Это было прекрасное время. Позже развозил по музыкальным ларькам Беларуси аудиокассеты под лейблом BMA Group.

Но учебу закончить не удалось. Директор училища отказался дать парню академический отпуск в связи с рождением первого ребенка в семье.

— Надо было что-то зарабатывать, чтобы кормить семью. Пришлось уйти, не доучившись года. Там же в Витебске устроился на радио, поработал звукорежиссером, программным директором. Правда, года через три новый директор предложила на заочном закончить училище. Оттуда на практику попал в дирекцию «Славянского базара» к Родиону Бассу и Ольге Сальниковой. Я их считаю моими «крестными» того времени и где-то по жизни. Позже трудился на украинском музыкальном канале A-One, фестивале «Джаз Коктебель», развивал билетный сервис в Беларуси и билетную систему в Украине, организовывал концерты таких исполнителей, как «Вопли Видоплясова», Нино Катамадзе, Zorge, Osimira. Но в какой-то момент понял, что у меня нет ничего своего.

«Мне все время приходилось работать на кого-то. И я задумался о переменах, потому как с четырьмя детьми в Беларуси квартира полагается только на словах руководителей. А на одну, хоть и очень хорошую зарплату я не могу накопить на недвижимость»

Решился что-то менять. К тому же давно хотелось вернуться на гастрольный рынок. И я начал разрабатывать концепцию гастрольного приложения для артистов. На каком-то этапе понял, что программа с аналогичной логикой может работать и для путешественников.

— Концепция в виде прототипов появилась еще в начале 2015 года. Какие трудности застопорили ее реализацию?

— Первые четыре месяца я только и делал, что все и от всех скрывал: боялся, что идею украдут. Хорошо, что к тому времени я не посмотрел сериал Silicon Valley, ведь все бы делал еще хуже. Многие ребята посмотрят этот сериал и на любую помощь будут отвечать барьерами, будут относиться с опаской. Но надо понимать, что украсть идею может только суперконкурент. К тому же этому злодею пришлось бы принять решение, найти команду разработчиков, потратить на это время и полмиллиона долларов. И не факт еще, что на выходе получится что-то достойное.

При этом я относился ко всему с пафосом: всех построю и за месяц сделаю приложение. Еще два года назад я думал, что у меня все будет готово через два месяца. Но этого не случилось ни через три месяца, ни через полтора года. Все упиралось в финансирование и в команду математиков и программистов.

«Это тяжело, когда ты живешь одной идеей, не сдаешься и тебе нечего кушать»

Но я понимал, что если вернусь к предыдущей деятельности, то вернусь в индустрию, проблему которой должен был решить мой проект. И я опять буду сидеть и думать, почему же никто до сих пор ничего не сделал. (Улыбается.)

Олег тихонов и его приложения о путешествиях ноутбук

Так вот пока я чах над своим концептом, то увел себя в жуткий ноль как по финансам, так и по проекту. У меня ничего не было, даже много знакомых по этой причине потерялось и отвернулось. Борьба со скептицизмом продолжалась каждый день. Каждый день это ломало, убивало и делало сильнее. Я не сдавался только по той причине, что понимал: если откажусь, уйду, то все эти задачи буду выполнять руками. За моей спиной — семья!

— Сложная финансовая ситуация подтолкнула действовать активнее?

— На этом фоне я наткнулся на объявление о Startup Weekend в родном Гомеле. Понял, что пора ехать. Сильно волновался, но в результате мой проект выиграл.

Был очень сильный момент перед этим выступлением. Я уже сдался и написал семье, что не буду выступать. В ответ получил SMS, по которому понял, что не имею права не выступить. Мало того, я просто не имею права проиграть.

Я продолжал поиски работы, обошел многие белорусские IT-компании: «Это будет вашим. Дайте мне просто работу, и я буду заниматься этим продуктом». Но везде натыкался на отказы вроде: «У вас нет английского языка».

За этим последовал Mobile Optimized, где меня заметили. О проекте записали короткое видео. Его уже можно было рассылать инвесторам. И удивительно, но партнер нашелся среди моих друзей. Он поверил в меня и в проект. Мы пришли в инкубатор Парка высоких технологий, который и послужил отправной точкой. Именно тут начала формироваться полноценная команда и каждый из нас обрастал новыми знаниями и связями.

Разработка Ontourcloud продолжилась в октябре 2015-го. Мне пришлось выучить основы UI-дизайна. Первый билд был готов к февралю. О нас написал лондонский журнал для профи, нам дали выступить на конференции в Лондоне. Мы получили определенное количество бета-пользователей. Сейчас можно сказать, что Ontourcloud уже реализован, им пользуются. Он не получает широкого распространения, так как узкоориентирован. Но его логика заложена в Eightydays.

Первый билд Eightydays мы показали еще на хакатоне Garage48 в 2015 году, где выстрелил всем известный MSQRD. Мы тогда очень сильно отстаивали свою идею перед руководителем и менторами хакатона, спорили, но не вошли даже в тройку. И лишь в октябре 2016-го мы полностью переключились на разработку Eightydays. Предполагали сделать его за две недели и вернуться к основному сервису (Ontourcloud), который также нуждался в доработке, чтобы выйти из беты.

— Именно Eightydays принес вам известность среди широких масс пользователей. Как проходило его продвижение?

— В AppStore он проходил одобрение 8—9 дней, что очень долго, ведь обычно проекты одобряют за два дня. Мы уже начали беспокоиться, что Apple разрабатывает свой схожий проект. Но в конце концов нас выпустили в AppStore, где за сутки мы получили тысячу загрузок. Через три дня — 2 тыс. загрузок и 5-е место в белорусском AppStore. Спустя какое-то время доделали веб-версию проекта и о нас начали писать в Украине и России. И мы продолжали делать так, как задумали — легкий однокнопочный сервис, который кружит голову путешественникам.

В декабре с Eightydays мы взяли премию «Стартап года», хотя меня и отговаривали от участия в этом конкурсе. Но мне важно было услышать мнение конкретных людей в жюри о моем стартапе, мне были важны сложные вопросы, на которые я не смогу ответить. Именно они покажут слабые стороны проекта, которые мне удастся усилить. Победа там дала приток новых посетителей в приложении и на сайте.

А за 2—3 дня до премии «Стартап года» мы получили одобрение от «Белавиа», и наш СТО Лешка Крученок устроил себе 72-часовой хакатон по внедрению их API в наши сервисы. Получилось, заработало!

Позже меня отговаривали и от размещения на сайте Product Hunt — популярном западном ресурсе, где новые продукты, стартапы могут привлечь к себе внимание инвесторов и IT-тусовки. Там сперва мы получили совсем немного «апвотов». Дело в том, что с позиционированием на том рынке было не все гладко, идея не заходила. Хотя в нашей ментальности конструктор путешествий из точки А в точку А вокруг Европы или мира вызывал интерес. Но найти правильные слова для Запада не получалось.

В новогоднюю ночь я обращался в Twitter к различным ребятам из западного IT: «Посмотрите, мы сделали реально крутую вещь». Затем добрался до самого основателя Product Hunt: «Мне кажется, наша ментальность не позволила нам правильно оформить страницу и мы ее запороли. Что можно сделать?» На что он в своем Twitter отметил: «Отличная идея из Беларуси. Автоматически спланируйте свои следующие каникулы в Европе». Нужные слова были найдены, и через час мы попали на главную страницу сервиса. Правда, она сгенерировала не такой большой трафик, как мы ожидали.

— В какой момент вы проснулись знаменитыми?

— Это было наутро после Рождества. Я заметил, что посещаемость на сайте растет: 40 человек одновременно, 45 человек одномоментно и еще 20 на iOS? Для нас это было много. К вечеру было 450 человек одновременно.

Олег тихонов и его приложения о путешествиях, карта 2

Оказалось, что нас очень сильно начали репостить в социальных сетях. Настолько сильно, что одна из записей собрала за пять дней 6,8 тыс. репостов и 10 тыс. «лайков». Причем этот пост по всем параметрам был размещен в неудачное время: вечером в субботу, почти в полночь.

«SMM-щики схватились бы за голову. Первый перепост был через полтора часа. Четвертый и пятый — в шесть утра. Казалось бы, мертвый пост»

Но с 10 утра количество репостов начало взлетать. И как результат — на сегодняшний день у нас есть 120 тыс. пользователей на веб-версии и в приложении и 1 млн построенных туров по Европе. За последние пять дней мы попали в топ-10 тревел-приложений в 14 странах мира. Итогом распространения в соцсетях стало то, что о нас написали большинство российских СМИ, по второму кругу начали писать украинские и белорусские. Это великолепный фидбэк, когда в рекламу ты не вложил ничего, но сделал сервис и люди сами рекламируют его друг другу.

— Рекламируют и отмечают слабые стороны. Не жалеете, что Eightydays вышел так спонтанно?

— Мы знаем и видим наши проблемы. И у нас был выбор: выпускать продукт здесь и сейчас или прятать все дальше. Нам бы тогда понадобилось еще полгода, чтобы все «допилить». Но отчаяние подтолкнуло нас к правильному решению: мы либо останавливаемся и разваливаем проект из-за отсутствия денег, либо выходим сейчас и параллельно с разработкой ищем финансирование.

Как оказалось, живой интерес к продукту — то, что не дает нам сдаваться. Да, сложно, кому-то приходится подрабатывать в других местах, но мы держимся. Мы создали архитектуру, способную развиваться. Мы подготовили много больших обновлений.

— На волне народного успеха к вам потянулись инвесторы?

— На данный момент у нас нет успеха — есть работа, рост и общение. Рано обольщаться. Конечно же, сейчас с нами общаются потенциальные инвесторы. Но это переговоры не на одну неделю. Да, мы просим много, достаточно для резкого роста, масштабирования и создания коммерческой версии приложения. Однако за это мы предлагаем большой потенциал. Скептицизма со стороны инвесторов хватает, но это нормально. Будь я на их месте, тоже сбивал бы цену. Пока же ведутся переговоры и с Востоком, и с Западом. Белорусские инвесторы? В самом начале я долгое время о них бился, получая милые отказы.

«Надо понимать, что у нас еще далеко не successful story. Все ребята готовятся к большим сложностям. Хотелось бы верить, что скоро выдохнем… Но надо выходить на новые рынки: США, Азия»

Сейчас нас поддерживает и отношение заинтересованных пользователей. Я каждому стараюсь ответить, сказать спасибо за репост. Если кто-то пишет нам в Telegram на сайте, он тоже попадает ко мне и я с ним общаюсь лично. Но и тех, кто пытается принизить, достаточно. (Улыбается.) Это всегда мило! В некоторых профильных сообществах даже от профессионалов появились какие-то неприятные оскорбления в адрес пользователей нашего сервиса. Видимо, людей раздражает чужой рост.

Я хочу выразить благодарность всем тем, кто в нас верит, всем, у кого горят глаза при виде возможностей Eightydays. Я благодарен и всем скептикам — так мы становимся сильнее. Я благодарен всей нашей команде: ребятам, которые выдержали, и ребятам, которые не выдержали и ушли. Уверен, мы еще соберемся — ведь это наше общее достижение. Идея без пути воплощения в результат — ничто!

По-доброму улыбаясь, мы верим в то, что помогаем тысячам людей мечтать и решаться на прекрасные путешествия по Европе, миру. Решаться на неожиданные маршруты: не просто Минск — Париж — Минск, а Минск — Милан — Ницца — Канны — Париж (Лионский вокзал) — Париж (Северный вокзал) — Амстердам — Минск. Просто представьте, что через какое-то время мы сможем построить тур вокруг света за 500—700 долларов (такие тесты уже есть, но как получится, пока рано загадывать).

Автор: Виталий Олехнович, onliner.by. Фото: Максим Тарналицкий.